Сообщение на тему права ребенка и их защита

Доклад на тему Права ребенка сообщение

Сообщение на тему права ребенка и их защита

Абсолютно у каждого, родившегося на Земле человека, есть права и обязанности. Разумеется, определенными правами с рождения наделены все дети. К правам ребенка относятся те права и свободы, обладателем которых является любой ребенок до достижения им возраста восемнадцати лет.

Для того чтобы узнать о правах ребенка необходимо обратиться к Всеобщей декларации о правах человека, в которой отдельный раздел посвящен непосредственно детям.

Когда в двадцатом веке начали уделять особое внимание развитию концепции прав человека, министерства всех стран сошлись во мнении, что особое внимание должно быть уделено детям.

Атмосфера добра, любви, тепла в окружении родных и близких людей способствует благоприятному развитию личности. Взрослым необходимо помогать ребенку, готовить его к самостоятельной жизни.

С целью обеспечить защиту прав и здоровья детей Организацией Объединенных Наций еще в 1989 году была принята Конвенция «О правах ребенка», где были доступно изложены все установленные права. 

Первым в списке стоит право ребенка на жизнь и здоровое развитие. Далее – право на сохранение индивидуальности, свободу личности, выражение собственного мнения, защиту от жестокого обращения в любых проявлениях, образование и отдых. Кроме того, все дети имеют право на семью, защиту со стороны государства, неприкосновенность родного языка, исповедование религии родителей.

Очень важно, чтобы ни одно из прав ребенка не было нарушено, за этим осуществляют постоянный контроль государственные организации. Нарушение прав и свобод ребенка преследуется по закону.  

Таким образом, роль общепринятых прав и свобод ребенка велика, так как с их помощью ребенок получает все то, что необходимо ему для полноценного развития, взросления, существования в социуме.

Вариант №2

Основополагающим документом  в вопросе защиты прав ребёнка является Федеральный закон от 24 июля 1998 года “Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ”, который в полной мере соответствует Конвенции ООН о правах ребёнка 1989 года.

Более того, все права гарантируются Конституцией  РФ. Начинаются они с права на жизнь родившегося человека и действуют до достижения восемнадцатилетнего возраста.

Множество существующих самых разных документов регламентируют буквально все стороны жизни ребёнка, подростка, юноши или девушки.

Разработаны и используются различные психологически – педагогически обоснованные методики для воспитания ребёнка в семье.

Широко применяются индивидуальные методики, практики с особым статусом свободного развития личности ребёнка, например, Вальдорфская  школа. По большому счёту, в нашей стране права ребёнка защищены.

За этим следят правозащитные организации, прокуратура и просто неравнодушные люди. Предлагается более подробно остановиться на одном из аспектов вопроса: ребёнок в школе.

В ШКОЛЕ, которая уже по определению, создана для ребёнка, для обучения и формирования его как личности права могут и нарушаться. В нашей Российской школе, где покончено с авторитарной педагогикой, учитель разбираясь в конфликтной ситуации может задать вопрос ученику: “Ты кто здесь?” И сам ответить: “Ты здесь никто!” , как правило, свидетели этого нарушения прав ребёнка.

А это, пожалуй, хуже, чем недокормить в школьной столовой, недоучить на уроке. Знания можно получить и самостоятельно. Даже у нарушившего дисциплину ученика есть право провинившегося: быть отчитанным соразмерно своему проступку, быть отчитанным наедине, быть отчитанным так, чтобы у него появилось искреннее желание исправиться.

Он не должен затаить обиду, потому что это не приведёт ни к чему хорошему.

Таким образом, даже при сложившемся высочайшем уровне защищённости прав ребёнка, обеспеченном Государственным  и Международным правом,  ребёнок остаётся наиболее уязвимым, и в ряде случаев – беспомощным. Все ситуации в рекомендациях не пропишешь. Проблема шире, глубже и тоньше. Решение вопроса зачастую находится в личности учителя.

Их, замечательных учителей, очень много в Российских школах- они всегда рядом с детьми. История педагогики хранит имена великих педагогов. Один из них Януш Корчак, польский врач, учитель, шагнувший в жерло газовой камеры в Освенциме вместе с детьми. А у него был выбор. Он мог остаться живым, но сделал единственно возможное для себя.

Ради детей.

Права ребенка сообщение

Абсолютно каждый человек в мире должен знать свои права и законы. Это также касается и детей. Это необходимо для того, чтобы знать, как поступить в той или иной ситуации. Наиболее заметным в этой теме является школьное российское образование. Государство решило, что такой школьный предмет как право человека вовсе не обязателен для преподавания детям.

Стоит отметить, что дети в России по определённой статистике имеют крайне нестабильное положение. Это касается насилия, которому зачастую подвергаются дети дома. Большинство детей постоянно убегают из дома, а некоторые так и не возвращаются больше. Многие совершают необдуманные поступки и в итоге попадают на учет в комиссии по делам несовершеннолетних.

Чтобы вовремя избежать таких печальных последствий стоит вовремя получить всю необходимую информацию о правах ребенка, как детям, так и их родителям. Но это также должно  распространяться на учителей в школах или работников детских садов и больниц.

Право должно также принимать во внимание детей близких к совершеннолетию. Это уже не дети, но и взрослыми их еще назвать нельзя. Поэтому их также стоит защищать и оберегать от различных нарушений или других взрослых.  Подростки обязаны понимать, какими правами они обладают и что будет в случае из не исполнения.

В России всегда существовала огромная проблема по тому, как защитить и уберечь детей от всевозможных влияний. Так как с каждым годом увеличиваются  показатели детской преступности, а также рост сирот, подростков убегающих из дома и других.

К теме о том какими правами обладают дети всегда было повышенное внимание от общества .В 1924 году на Лиге Наций приняли декламацию о правах детей. В те далекие времена права детей касались в основном детского рабства, детского труда и даже в отношении проституции и торговле детьми.

Но уже в 1959 году была принята декларация прав несовершеннолетних, в которых обозначались законы о защите детей. Со временем и этого стало недостаточно  для рамок современного сообщества.

Была установлена новая декларация, в которой недостаточно было просто обозначить права ребенка, но и подкрепить это юридическим путем. Таким образом, появился документ конвенции по правам детей.

В декларации от 1959 года было прописано только 10 коротеньких пунктов, а современная конвенция насчитывала уже около 54 положений касающихся прав и сосуществовании несовершеннолетнего в обществе.

Позже вступила в силу еще одна важнейшая декларация от 3 декабря 1986 года “О правовых и социальных принципах», которые были направлены на благополучие и защиту ребенка в приемной семье или усыновлении.

14 декабря 1990 года была принята резолюция о главных принципах для предостережения преступности среди детей, в которой обозначалось следующее:

  1. Самые главные усилия для того, чтобы предотвратить преступность среди несовершеннолетних  детей, должны исходить непосредственно от общества, в котором они находятся.
  2. Детская преступность – одна из самых главных проблем для любого общества. Для того, чтобы избежать по максимуму правонарушений со стороны несовершеннолетних, стоит больше уделять внимания детям и должным образом  учувствовать в их воспитании и повседневной жизни.

2, 3, 4, 5, 6, 7, 9 класс. Права ребенка и их защита

Популярные доклады

  • Доклад-сообщение на тему Смерчи 3, 5, 6, 7 класс, кратко по географииСмерчем или торнадо называют вихрь, который обязательно образуется в грозовом облаке, а затем спускается вниз до поверхности земли или воды. Когда он прекращает свое существование, то его воронка уменьшается и отрывается от земли, возвращаясь
  • Доклад Семейное законодательство (семейное право) сообщениеСемейно права – это прежде всего отношения всех норм и правил, которые сформировались в брачной жизни. Если взять семейное законодательство, то можно сказать, что каждый член брака обязан сохранять и развивать
  • Доклад Крузенштерн Иван 5, 6 классОдним из выдающихся мореплавателей конца восемнадцатого – первой трети девятнадцатого века заслужено считается Иван Фёдорович Крузенштерн. Будущий адмирал родился в ноябре 1770 года в семье судьи и был седьмым ребенком в семье.

Источник: https://more-dokladov.ru/doklad-soobshchenie/raznoe/prava-rebenka

Права и обязанности детей: вопросы и ответы

Сообщение на тему права ребенка и их защита

Права и обязанности детей

Права детей

Декларация прав ребёнка 1959 г.

провозгласила, что ребенок ввиду его фи­зической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, и призвала родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, различные добровольные организации, местные власти, на­циональные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать права детей путем законодательных и иных мер (Декларация прав ребенка. Резо­люция 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.59 г.).

Кто такой ребёнок?

                                             Ребёнком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста (совершеннолетия).

Кто защищает права ребенка?

1. Органы государственной власти РФ, органы местного самоуправления (приме­чание редакционной комиссии).

2.Родители ребенка, лица, их заменяющие.

3. Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и др. специа­листы, которые несут ответственность за воспитание, образование, охрану здоро­вья, социальную защиту и социальное обслуживание.

4. Общественные организации.

Когда у ребенка появляются права?

Способность иметь права (правоспособность) возникает с момента рожде­ния человека. Способность самостоятельно осуществлять свои права и выполнять обязанности (дееспособность) возникает в полном объеме:

·         с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста;

·         в случаях (предусмотренных законом) вступления в брак до достижения 18 лет;

·         при объявлении лица, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он ра­ботает по трудовому договору либо с согласия родителей занимается предприни­мательской деятельностью (Семейный кодекс РФ, ст. 53, Конституция РФ, ст. 60).

В случаях, предусмотренных законом, могут устанавливаться и другие воз­растные пределы для самостоятельного или ограниченного осуществления от­дельных прав и выполнения некоторых обязанностей.

    Какими гражданскими и политическими правами обладает ребенок?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает следующими Правами и свободами в сфере общих гражданских и политических прав:                                                                         

·         с момента рождения — право на имя (фамилию), гражданство, изменение граж­данства и имени (Конституция РФ, ст. 1, ст. 62);

·         на уважение личного достоинства и защиту своих прав и законных интересов со стороны, прежде всего, своих родителей или лиц, их заменяющих, а также органов опеки и попечительства, органов, прокуратуры и судов (Семейный кодекс РФ, ст. 56);

·         на самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечи­тельства, а по достижении возраста 14 лет — в суд (Семейный кодекс РФ, ст. 56);

·         на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и привлечения к производству или торговле такими средствами и веще­ствами (Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 33);

·         на защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью (Конвен­ция о правах ребенка, 1989 г., ст. 32);

·         на свободу выражения мнений, которые должны внимательно рассматриваться с учетом возраста и зрелости; в ходе каждого судебного или административного разбирательства мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязательно учиты­вается при вынесении решения (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам).

При изменении имени и фамилии, восстановлении родительских прав, при усыновлении и отмене усыновления, при передаче в другую семью на воспитание органы опеки и попечительства или суд могут принять решение толь­ко с согласия ребенка, достигшего 10 лет.

Учитывается мнение ребенка при реше­нии вопросов о выборе образовательного учреждения, о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (Конвенция о правах ребенка, 1989 г., Се­мейный кодекс РФ);

·         на свободный выезд, за пределы Российской Федерации и беспрепятственное возвращение. Как правило, несовершеннолетние выезжают совместно хотя бы с одним из родителей.

Если выезд осуществляется без сопровождения, ребенок должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие роди­телей. При несогласии одного из родителей вопрос разрешается в судебном по­рядке.

Паспорт несовершеннолетнему для выезда за границу выдается по пись­менному заявлению хотя бы одного из родителей (Конституция РФ, ст. 27);

·         на создание и участие в общественных молодежных и детских организациях с целью социального становления, развития и самореализации в общественной жизни и для защиты своих прав и интересов.

Членами и участниками молодеж­ных общественных объединений могут быть лица, достигшие 14 лет; детских об­щественных объединений — лица, достигшие 10 лет.

Запрещается принуждение несовершеннолетних к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, к участию в агитационных кам­паниях и политических акциях (Конституция РФ, ст. 30);

·         на доступ к информации и материалам, особенно к тем, которые направлены на развитие ребенка или затрагивают его права, а также на защиту от информации, наносящей вред благополучию ребенка (Конституция РФ, ст. 24, Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 17);

·         на участие в мирных собраниях, демонстрациях (организаторами и инициатора­ми этих акций могут выступать только совершеннолетние граждане, достигшие 18-летнего возраста);

·         на свободу совести и вероисповедания под руководством родителей методами, согласующимися с развивающимися способностями ребенка и в соответствии с собственными убеждениями родителей (Конституция РФ, ст. 28, Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 14, Международный пакт об экономических, социаль­ных и культурных правах, 19.12.1966 г., ст. 18).

                                                Какие права имеет ребёнок в семье?

Каждый ребёнок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает следующими правами в области семейных отношений:

·         на получение фамилии, имени, отчества (Семейный кодекс РФ, ст. 58);

·         жить и воспитываться в семье, знать своих родителей; на общение с родителями и другими родственниками, если ребенок проживает отдельно от родителей или одного из них, а также в случаях, если родители проживают в разных государст­вах;

·         на воссоединение с семьей, в случаях необходимости — получать разрешение на въезд в страну и выезд из нее;

·         на получение содержания от своих родителей и других членов семьи; средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей и расходуются ими на содержание, образование и воспи­тание ребенка;

·         на заботу, воспитание со стороны родителей и лиц, их заменяющих, а также го­сударства, если ребенок остается без попечения родителей; на уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заме­няющих (Семейный кодекс РФ, ст. 54, 55, 56, 60);

·         на общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами, иными родственниками. Сохраняется это право и за ребенком, находящимся в экстре­мальной ситуации, т. е. попавшим в следственный изолятор, больницу и т. д. (Се­мейный кодекс РФ, ст. 55);

·         на выражение собственного мнения (Семейный кодекс РФ, ст. 56).

Какие прав имеет ребенок в области социального обеспечения?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в области социального обеспечения: на получение пенсий, пособий и социально-бытовых льгот со стороны государства; на детей на­значаются пенсии по случаю потери кормильца и социальные пенсии детям в воз­расте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей; на всех детей — еже­месячные пособия в семьях, имеющих размер среднедушевого дохода ниже про­житочного минимума.

Какие права имеет ребёнок в области жилищного права?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в области жилищного права:

·         ребенок, родители которого (хотя бы один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования им (Семейный кодекс РФ, ст.71);

·         дети в возрасте от 15 до 18 лет дают согласие на приобретение в собственность (приватизацию) жилых помещений;

·         жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 15 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства;

·         помещения, где проживают исключительно дети в возрасте от 15 до 18 лет, пе­редаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей и органов опеки и попечительства;

·         при вселении несовершеннолетних детей к родителям не требуется согласия других членов семьи, а также собственников или арендаторов жилых помещений.

Какими имущественными правами обладает ребенок?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в сфере имущественных отношений:

·         право собственности на полученные несовершеннолетним доходы, на имущест­во, полученное в день рождения или в наследство, а также на любое другое иму­щество, приобретенное на средства ребенка (Семейный кодекс РФ, ст. 60);

·         право распоряжения своим имуществом: в возрасте от 14 до 18 лет — совершать сделки с письменного согласия родителей или лиц, их заменяющих; без согласия этих лиц распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, вно­сить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые сделки (Гражданский кодекс, ст. 26).

При наличии оснований и по ходатайству родителей или органа опеки и по­печительства суд может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться заработком, стипендией или другими доходами, за исключением случаев, когда несовершеннолетний, достиг­ший 16 лет, объявлен полностью дееспособным в связи с работой по трудовому договору или занятием предпринимательской деятельностью (Гражданский ко­декс, ст. 26).

За детей в возрасте до 14 лет сделки от их имени совершают только их ро­дители или лица, их заменяющие. Малолетние дети в возрасте от 6 до 14 лет са­мостоятельно совершают только мелкие бытовые сделки и распоряжаются средствами, предоставленными им родителями или другими лицами для определен­ных целей или для свободного распоряжения (карманные деньги) (Гражданский кодекс, ст. 28).

Какие обязанности несёт ребёнок?

Несение некоторых обязанностей несовершеннолетним:

Источник: http://vrn-sch60.edusite.ru/p61aa1.html

муниципальное общеобразовательное учреждение Некоузская средняя общеобразовательная школа

Сообщение на тему права ребенка и их защита

Права ребенка и их защита

На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребенка. Конвенция принята в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г. Она включает 54 статьи, которые детализируют индивидуальные права детей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

В Конвенции ребенок впервые рассматривается как личность, имеющая права, которые государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны “уважать и гарантировать “. Данное положение свидетельствует о том, что ребенок является особо уязвимым членом общества и потому, требует и заслуживает специальной защиты.

Конвенцией ребенок рассматривается как независимая личность. Конвенция характеризует ребенка как лицо, наделенное конкретными правами: право на жизнь (ст. 6), иметь семью (ст. 9), на имя и гражданство (ст.

7), на образование (ст.28), на защиту от насилия (ст. 19), на равенство, на свободу мысли и слова (ст. 13), на отдых и досуг (ст. 31), на медицинское обслуживание и заботу о здоровье (ст. 24), на помощь государства (ст.

18-27) и др.

Согласно данному документу все дети имеют право на развитие своих возможностей, свободу от голода и нужды, а также жестокости и других форм злоупотребления.

Конвенция о правах ребенка связывает возможности детей со всеми правами и обязанностями родителей или лиц, несущих за них ответственность. Исходя из этого, дети могут участвовать в принятии решений, которые способны затрагивать его настоящее и будущее.

Конвенция делает возможной для ребенка защиту своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12).

Конвенция утверждает приоритет интересов детей, рассматривает принцип соблюдения прав и интересов всех детей без каких-либо исключений или какой-либо дискриминации (ст. 2). При этом согласно ст.ст.

5, 12 Конвенции, реализация ряда прав ребенка зависит от его возраста, зрелости и степени его развития; а согласно ст.ст.

20, 23, особые потребности признаются Конвенцией за инвалидами и детьми, постоянно или временно лишенными семьи.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 16 августа 1990 г.

За время прошедшее с момента ратификации Конвенции Россией, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства в соответствие с Конвенцией.

Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами, как:

•       Конституция РФ; Семейный кодекс РФ;

•       Законодательство РФ об охране здоровья граждан;

•       Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;

•       Федеральный закон «Об образовании»;

•       Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;

•       Закон о социальной защите инвалидов в РФ.

•       Федеральный закон об опеке и попечительстве

В развитие положения Конституции РФ о защите материнства, детства и семьи государством (ст. 38), гражданское, уголовное, административное и другие отрасли законодательства содержат нормы о защите прав ребенка.

Анализ действующего сегодня семейного законодательства России позволяет заключить, что оно было приведено в соответствие международным обязательствам России. Реализуя один из основных принципов и приоритетов российского семейного законодательства – законодательное обеспечение прав ребенка, Семейный кодекс РФ 1995 г. отводит правам несовершеннолетних детей целую главу (гл. 11 СК РФ).

Практически все нормы о защите семейных прав ребенка, закрепленные в ней, так или иначе, отражают требования Конвенции.

Глава 11 (ст. 54-60) Семейного Кодекса закрепляет за детьми такие основные права:

•       право жить и воспитываться в семье;

•       право на общение с родителями и родственниками;

•       право на защиту;

•       право на имя, отчество и фамилию;

•       право выражать свое мнение;

•       право на имя, отчество и фамилию;

•       имущественные права, включая права собственника.

Обязанности детей в семье законодательно не определяются. Они устанавливаются только нормами нравственности, закон принудить ребенка к исполнению каких-либо обязанностей в семье не может.

Наиболее полная разработка прав ребенка в РФ представлена в законе об основных гарантиях прав ребенка.  Закон формулирует цели государственной политики в интересах детей (ст. 4), основные направления обеспечения прав ребенка в РФ (ст. 6-15).

В целом российское законодательство закрепляет все права, гарантированные ребенку Конвенцией.

Исключение составляет лишь, предусмотренное Конвенцией, право ребенка на воссоединение с семьей. Это право в Семейном кодексе РФ не предусмотрено. И это притом, что в последние годы этот вопрос приобретает все большую актуальность.

Защита субъективных прав и интересов граждан возможна не только посредством применения норм права уполномоченными на то органами и организациями, но и допустима в форме непосредственной самозащиты индивидом своих прав. В соответствии с действующей Конституцией каждый человек имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).

В соответствии с п. 1 ст. 56 СК РФ ребенок тоже имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Конечно же, он как особый субъект права в основном не в состоянии самостоятельно защищать свои права, прибегая к конкретным формам защиты. Но все же в соответствии со ст.

56 СК РФ ребенку предоставляется самостоятельная возможность обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд в случае нарушения его прав и интересов со стороны родителей и иных законных представителей, а равно при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию, либо при злоупотреблении родительскими правами.

В целях восполнения недостающей у детей дееспособности закон вводит институт их законных представителей, которые и обязаны защищать права и интересы ребенка.

Институт представительства регулирует отношения, в рамках которых одно лицо (представитель) в пределах имеющихся у него полномочий совершает юридически значимые действия от имени и в интересах другого лица (представляемого).

При этом степень и границы участия законного представителя зависят от таких обстоятельств, как возраст ребенка, вид и основание связи между ребенком и законными представителями, правовое положение ребенка.

Так, п. 1 ст. 64 СК РФ возлагает защиту прав и интересов детей на их родителей: “Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий”.

Правовой защите со стороны родителей подлежит более широкий круг прав детей, чем содержащийся в СК РФ. Так, к ним относятся жилищные права ребенка, наследственные права, право на охрану его жизни и здоровья, право на социальное обеспечение, право на защиту чести и достоинства, а также другие права.

Исключением из правила, предусмотренного п. 1 ст. 64 СК РФ, являются случаи, когда между интересами родителей и детей имеются противоречия. В таких ситуациях родители не вправе представлять интересы ребенка в силу нормы п. 2 ст. 64 СК РФ.

Для защиты прав и интересов ребенка органами опеки и попечительства назначается представитель.

В соответствующих случаях законными представителями ребенка являются его усыновители, опекуны, попечители. Когда же родителей (лиц, их заменяющих) нет или они не выполняют своей миссии, обязанности по защите прав детей возлагаются на органы опеки и попечительства, прокурора и суд (п. 1 ст. 56 СК РФ).

Гарантией надлежащей защиты прав ребенка является установленная в п. 3 ст. 56 СК РФ обязанность всех должностных лиц или граждан, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

Однако, учитывая то, что данная обязанность законодательно не подкреплена возможностью применения каких-либо санкций в отношении указанных лиц ее следует рассматривать лишь как закрепление должного поведения в интересах защиты прав и интересов детей и общества.

Защиту прав детей в России осуществляет как Уполномоченный по правам человека, так и Уполномоченный по правам ребенка, должность которого введена Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г.

Документы, регламентирующие защиту прав ребёнка:

1.   Конвенция о правах ребенка принятая резолюцией 4425 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.

2.   Конституция РФ

3.   Семейный кодекс РФ

4.   Гражданский кодекс РФ

5.   Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

6.   Закон РФ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

7.   Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»

8.   Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24 “О концепции национальной безопасности Российской Федерации” // СЗ РФ. 2000. N2. Ст. 170.

9.   Указ Президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка»

Источник: https://sch-nkz.edu.yar.ru/roditelyam/prava_rebenka_i_ih_zashchita.html

Защита прав детей: Европа должна сделать больше

Сообщение на тему права ребенка и их защита

Двадцать пять лет защиты прав ребенка

Двадцать пять лет тому назад, 20 ноября 1989 года, Генеральная ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка (КПРООН). Это стало важным событием: впервые государства признали детей как полноправных обладателей всего набора прав человека наравне со взрослыми.

В наше время Конвенция по-прежнему является наиболее важным международным документом, посвященным защите прав детей в масштабах всего мира. Созданная на основании Конвенции система мониторинга является ключевым инструментом для оценки достижений и пробелов на национальном уровне.

Кроме того, механизм, позволяющий обращаться с индивидуальными жалобами в Комитет по правам ребенка, открыл новые возможности для детей добиваться того, чтобы их голос был услышан, а их права признаны.

С 1989 года в государствах-членах Совета Европы достигнут значительный прогресс. С целью улучшения соблюдения положений Конвенции были внесены поправки в законодательство.

Также были реформированы судебные системы для того, чтобы в большей степени учитывать потребности детей, а в ряде государств-членов были разработаны национальные стратегии в поддержку детей и созданы для этого конкретные органы, призванные осуществлять мониторинг за соблюдением их прав.

В то же время государства-члены до сих пор могут не учитывать свои обязательства в области прав детей. Во время моих визитов в страны я часто слышал, что меры по защите прав детей не могут быть реализованы в силу финансовых ограничений, особенно в эпоху жесткой экономии.

Я также слышал аргументы  против обеспечения прав детей, в частности, в сфере ювенальной юстиции  на основании того, что такие меры якобы составляют необоснованное вмешательство в права родителей воспитывать своих детей по своему усмотрению.

Соображения, связанные с вопросами безопасности или контроля над миграцией во многих странах, как правило, перевешивают необходимость учитывать наилучшие интересы ребенка.

Основная причина такого несоблюдения положений КПРООН состоит в том, что дети по-прежнему часто не рассматриваются как полноправные обладатели прав со стороны политиков, руководителей, а иногда и специалистов, с ними работающих, и даже со стороны их родителей. Это приводит к постоянным нарушениям прав детей по всему континенту.

Четыре основных вызова, связанных с правами детей в Европе

Есть четыре области, в которых государства-члены могут и должны сделать больше для того, чтобы обеспечить соблюдение положений КПРООН и эффективную защиту прав детей.

Во-первых, детей-мигрантов в ряде государств-членов по-прежнему можно заключать под стражу лишь на основании их статуса мигранта или этого же статуса их родителей.

Как недавно было подчеркнуто Парламентской Ассамблеей Совета Европы, политики зачастую используют заявления, в которых они объявляют преступниками незаконных мигрантов, в том числе детей, поэтому содержание иммигрантов под стражей используется в государствах-членах все шире.

Несмотря на то, что некоторые страны запрещают такое содержание детей-мигрантов, этот запрет не всегда соблюдается на практике. под стражей наносит долгосрочный ущерб детям. Оно подрывает их физическое и психологическое благополучие и развитие, особенно тогда, когда они отделены от своих родителей.

При этом дети также не должны содержаться с их семьей только для того, чтобы семья оставалась вместе, но такая практика по-прежнему существует в целом ряде государств.  Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) указал на необходимость властей ограничивать подобную практику. Я твердо верю в то, что дети-мигранты, как перемещающиеся в одиночку, так и со своими семьями, никогда не должны подвергаться заключению под стражу.

Во-вторых, глубокую озабоченность вызывает то, что множество детей, прежде всего, детей-цыган и детей с ограниченными возможностями, по-прежнему исключены из образования в обычных школах по всей Европе. Их держат в отдельных или в коррекционных классах или школах, ограничивая им при этом возможность интеграции в обычную школу.

Сегрегация детей в сфере образования представляет собой, на мой взгляд, одну из худших форм дискриминации. К сожалению, она по‑прежнему распространена, как это подтверждается различными  постановлениями ЕСПЧ.

Это является нарушением права ребенка на образование на основе равных возможностей, а также на развитие своей личности, таланта и способностей в полной мере, как это предусматривается в КПРООН.

Я говорил об этой озабоченности с властями ряда стран, в том числе Венгрии, “бывшей Югославской Республики Македония”, Испании, Италии, Нидерландов, Португалии, Румынии, Франции, Черногории и Чешской Республики. Я также подчеркивал, что возможности этих детей успешно интегрироваться в общество на более позднем этапе весьма невелики. В большинстве случаев эти дети столкнутся, скорее всего, с мрачной перспективой маргинализации и нищеты.

Еще один вопрос, который я затрагивал в ряде стран – это сохраняющаяся и самовоспроизводящаяся проблема безгражданства среди детей. В Европе по‑прежнему около 680 000 человек являются лицами без гражданства, большая часть которых –  дети.

В некоторых странах для них существует риск стать лицами без гражданства из-за отсутствия свидетельства о рождении. Это часто происходит с детьми, принадлежащими к изолированным или подвергающимся дискриминации группам этнических меньшинств, таким как рома-цыгане.

В других странах дети “наследуют” безгражданство от своих родителей. Они могут также родиться лицами без гражданства в результате миграции своих родителей или из-за правовой коллизии между законами о гражданстве страны их рождения  и страны происхождения их родителей.

КПРООН гарантирует право на приобретение гражданства для каждого ребенка.

Присвоение гражданства должно происходить при рождении или в кратчайшие сроки после, поскольку дети без гражданства лишены прав,  они в большей степени могут подвергаться нарушениям прав человека, таким как торговля людьми и эксплуатация, заключение под стражу, отсутствие доступа к образованию, медицинским услугам и социальному обеспечению, а также к системе правосудия.

Четвертый и последний вызов, заслуживающий особого внимания, – это бедность, которая затрагивает все большее число детей. В соответствии с данными Европейского Союза, в 2012 году в 28 государствах-членах Совета Европы 28% детей находились в зоне риска бедности или социальной изоляции (по сравнению с 24,8% всего населения).

О более высоких уровнях детской бедности сообщается в ряде докладов о государствах-нечленах ЕС. Экономический кризис и последующие меры жесткой экономии, принятые многими европейскими правительствами, в том числе демонтаж социальной системы безопасности, а также сокращение программ по поддержке семей, имели крайне негативное воздействие на жизнь многих детей.

В силу этого сокращаются возможности доступа к соответствующим услугам здравоохранения и социальной сферы, нормальному жилью и качественному образованию.

Дети, растущие в условиях бедности, также более уязвимы в отношении детского труда и других форм эксплуатации; иногда их просто забирают из их семей из-за плохих социально-экономических условий вопреки тому, что ЕСПЧ оценил такую практику как не совместимую с правом на уважение частной и семейной жизни.

Эти дети имеют ограниченные возможности получить доступ к правосудию для того, чтобы обжаловать принятые решения и добиться защиты. Подобная ситуация потенциально может иметь долгосрочные разрушительные последствия для европейских обществ, учитывая, что хроническая бедность в детском возрасте является одной из главных глубинных причин бедности и социальной изоляции во взрослой жизни.

Что необходимо сделать для того, чтобы улучшить защиту прав детей?

С нарушениями прав детей можно и нужно бороться. Чрезвычайно важно повышать уровень осознания не только среди тех, кто принимает решения, но и среди населения в целом, того, что дети являются полноценными обладателями прав и что соблюдение их прав на практике является не  факультативным, но обязательным для государства.

Государства должны незамедлительно и полностью прекратить содержание под стражей детей в иммиграционных центрах, за что выступает Комитет ООН по правам ребенка и Международная коалиция против содержания под стражей.

Необходимо разработать альтернативные меры, не предусматривающие содержание под стражей, по образцу существующей эффективной практики.

Некоторые государства, например Бельгия или Швеция, разработали такие альтернативные меры, которые в большей степени соблюдают права человека, являются менее затратными и которые доказали свою эффективность в соблюдении соответствующими лицами решений, связанных с миграцией.

Эти меры включают размещение лиц в открытых помещениях на местах, при поддержке системы индивидуального надзора, возможно, в сочетании с обязательством отчитываться о месте нахождения или регистрации.

Государства должны запрещать сегрегацию в сфере образования, при любых условиях. Необходимо активно обеспечивать образование для всех детей в инклюзивных школах при предоставлении соответствующей поддержки тем детям, которые в этом нуждаются.

Для этого необходимо, чтобы власти принимали активные меры по убеждению населения и преподавателей в том, что ликвидация сегрегации и содействие интеграции отвечают наилучшим интересам всех детей, в том числе  детей без ограниченных возможностей, а также тех, кто принадлежит к большинству населения. Государства должны также разрабатывать масштабные планы по предотвращению сегрегации, устанавливая конкретные цели и сроки, а также предоставляя соответствующую поддержку детям и преподавателям для преодоления сегрегации, содействуя деятельности по интеграции на местном уровне.

Государства должны обеспечивать, чтобы ни один ребенок, родившийся на их территории, не оставался лицом без гражданства. Государства также должны ликвидировать дискриминационные законы и практику, касающиеся вопроса получения гражданства детьми.

Страны должны, в частности, предоставлять гражданство детям, родившимся на их территории, которые в ином случае окажутся лицами без гражданства, в соответствии с существующими стандартами ООН и Совета Европы, с целью выхода из замкнутого круга безгражданства.

Рождение всех детей должно быть всегда должным образом зарегистрировано, что является предварительным условием доступа к правовой идентичности и к гражданству.

Государства должны признать, что детская бедность является одной из серьезных проблем прав человека, регулярно оценивать масштабы этой проблемы и принимать решительные меры для преодоления такой тенденции.

В частности, они должны анализировать последствия мер жесткой экономии для соблюдения прав детей, в частности, их права на нормальное жилье, на наиболее высокий достижимый уровень здравоохранения, образования и досуга, а также на участие в жизни общества.

Разработанные рядом государств-членов стратегии по смягчению негативных последствий жесткой экономии в отношении детей необходимы, но они недостаточны. Правительства должны разрабатывать долгосрочную политику для того, чтобы исправлять глубинные причины детской бедности.

Необходимо также предпринять дополнительные усилия для того, чтобы позволить детям, находящимся в условиях социальной отчужденности, получить  доступ к судебной системе и другим средствам правовой защиты в случае нарушения их прав.

Источник: https://www.coe.int/ru/web/commissioner/view/-/asset_publisher/ugj3i6qSEkhZ/content/protecting-children-s-rights-europe-should-do-morel?_101_INSTANCE_ugj3i6qSEkhZ_languageId=ru_RU

Адвокат Большаков
Добавить комментарий