Как Передать В Муниципальную Собственность Квартиру В

Деприватизация жилья. Как передать квартиру в муниципальную собственность

Как Передать В Муниципальную Собственность Квартиру В

В Государственную Думу внесен законопроект о деприватизации жилья. Как пишет «Российская газета», инициатором выступила первый заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Елена Николаева.

Напомним, и сейчас желающие передать жилье, находящееся в частной собственности, муниципалитету и заключить договор найма могут воспользоваться этим правом.

Как прокомментировала Елена Николаева корреспонденту «Российской газеты», это могут сделать граждане, которые приобрели жилье в собственность в порядке приватизации.

Причинами, по которым люди решаются на такой шаг, могут стать, например, невозможность нести дальнейшее бремя содержания принадлежащего ему жилья.

Внесенный законопроект может ввести некоторые ограничения в порядок деприватизации. В частности, предлагается предоставлять право на возврат квартиры в государственную собственность только малоимущим и тем людям, которые могут быть признаны таковыми. Еще одним новшеством станет реализация права деприватизации независимо от способа приобретения  жилого помещения.

Однако являются ли эти поправки существенными – вопрос спорный. В частности, как рассказали в городской администрации, сегодня эта процедура непопулярна. За год обращается всего 1-2 человека.

«В основном, передать свое жилье муниципалитету и заключить договор соцнайма хотят пожилые ульяновцы, у которых нет наследников.

Это помогает им избежать трат на налоги, а также взносов на капитальный ремонт», – рассказали в комитете по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации Ульяновска. Стоит помнить, что после этой процедуры вновь приватизировать жилье уже будет невозможно.

Тем, кто все-таки решился на деприватизацию, необходимо подготовить пакет документов.

1. Прежде всего, заявление о передаче этого жилого помещения в муниципальную собственность. При этом заявление должно быть подписано всеми членами семьи гражданина, которые участвовали в приватизации жилого помещения.

2. Договор передачи жилого помещения в собственность.

3. Свидетельство о государственной регистрации права собственности или свидетельство на право собственности на ранее приватизированное жилое помещение.

4. Копия технического или кадастрового паспорта ранее приватизированного жилого помещения.

5. Справка об отсутствии обременении и обязательств перед третьими лицами на ранее приватизированное жилое помещение.

6. Копии документов, удостоверяющие личность граждан.

7. Справка органа, осуществляющего регистрацию граждан по месту жительства, о лицах, проживающих в ранее приватизированном жилом помещении, полученная не позднее десяти дней до дня подачи заявления.

8. Копия лицевого счета на ранее приватизированное жилое помещение, подтверждающая отсутствие задолженности по платежам за содержание и ремонт жилого помещения, коммунальные услуги.

9. Справка налогового органа об отсутствии задолженности по налогу на имущество физических лиц.

10. Разрешение органа опеки и попечительства на передачу, в случаях, если гражданами являются несовершеннолетние граждане и (или) совершеннолетние граждане, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными.

11. Копия акта органа местного самоуправления, подтверждающая полномочия опекуна (попечителя) в случае подачи заявления в отношении недееспособного гражданина или ограничено дееспособного гражданина.

12. Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отсутствии у граждан, указанных в абзаце 1 и 2 настоящего пункта, прав собственности на иные жилые помещения, за исключением ранее приватизированного жилого помещения;

13. Справка организации по учету объектов недвижимого имущества, осуществлявшей государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним до введения в действие Федерального закона от 21.07.

1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», об отсутствии у граждан, указанных в абзаце 1 и 2 настоящего пункта, прав собственности на иные жилые помещения, за исключением ранее приватизированного жилого помещения.

14. В случае подачи заявления доверенным лицом гражданина необходима копия нотариально удостоверенной доверенности или копия доверенности, приравненная к нотариально удостоверенной.

Документы необходимо подать в комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации по адресу ул. Гончарова 38/8.

businesspskov.ru

Источник: //1ul.ru/nedvizhimost/stroitelstvo/news/deprivatizaciya_zhilya_kak_peredat_kvartiru_v_municipalnuyu_sobstvennost/

Передача квартир из собственности организации в муниципальную собственность

Как Передать В Муниципальную Собственность Квартиру В

Такие документы оформляются по установленному для всех сооружений в отдельности образцу;

  • оценочный либо разделительный баланс;
  • вычисление размера платы за обслуживание и ремонт жилого помещений и предоставление коммунальных услуг. К данному документу необходимо добавить акты о прибыли по ЖКХ и всем сооружениям в отдельности;
  • протоколы направления документов о строениях, подлежащих передаче в муниципальную собственность.

В процессе передачи имущества в муниципальную собственность (если им является ЖКХ или жилфонд) оформляется документ по переходу денежных ресурсов на оплату капремонта строения.

Кроме того, здесь лучше всего получить справку о переходе служебных объектов во владение органов местного самоуправления.

Еще одно распространенное основание деприватизации жилья в РФ через судебные инстанции – совершение с данным жильем сделки гражданско-правовой направленности под влиянием заблуждения, обладающего существенным значением для осознания смысла произведенной сделки (178 статья ГК РФ).

Можно ли расприватизировать квартиру и как это лучше сделать

застройки, имеющих 268 квартир балансовой стоимостью 20 млн руб. Из них 150 квартир приватизированы гражданами на общую стоимость 12 млн руб.

Комиссия по передаче имущества в муниципальную собственность ведет свою деятельность на основании порядка, который содержит:

  • проверку строений, предназначенных к передаче, в определенный законодательством период;
  • изучение переданных документов;
  • проверку имущества, применяемого для изготовления каких-либо товаров;
  • анализ условий последующего использования недвижимости, подлежащей передаче в муниципальную собственность.

Первым делом специалисты должны определить список имущества, которое не подлежит передаче во владение органов местного самоуправления либо не должным образом подготовлено к процессу передачи в соответствии с требованиями законодательства или договора.

Специалисты также проверяют финансовые и инженерные документы, относящиеся к недвижимости, которая подлежит передаче в муниципальную собственность.

Передача квартиры в государственную или муниципальную собственность

НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Поэтому движимое и недвижимое имущество организации признается объектом налогообложения в целях исчисления и уплаты налога на имущество организаций с момента принятия его к бухгалтерскому учету в качестве объектов основных средств.

Еш▌Ц╤У}│Ы?н╣├7┴00`{v┌H▒4Тa▒┤m╨ыФ!╩ИvЗп©/)чн9$%ы√R╢E╠²ь╒хцs©▒~8~yЫЫ╖В?╬Л▌//ОЭш┤©Нч=°©╪|ЧЕ┤┤╥ЪЗУцц╥О?ЧЭИЩко÷?=|Ъо©╪ь╞·?~ЫПЕpь²·н╩сш╩Wо|гYцЗщш÷НЯ3ЪЦ╩V┴╕ОvR7²yП▀ЖУВzВЯw╞ьНЦЬ╘В÷╬╬{УНХв?ЛчЧАНу3ё²5нс┼fP`·wВ;0ТОw╞╬╩{╣{Смy╥{ЬжnЕ⌡СО÷vлцg▀√7\МT+уО$с с;)y#├щ≈w╞ЧЭуН⌠[РАYМ╦@╩mв(╠сZ6┐_Ч▒┴NЖйЭm÷ЖO7╦▐щяЭЧяс│3Ш]ьСа~ЯФ0─Wu{ьКGф≤4оп ┤┐Ю╕ПSv╖┐ПкЯN=╬рЫA°ЮN Чг ЖН╨ ╘ЬТ≈J▐_┬’U!²▄%Рnd╫{дК╤ы└kUвH @│%║ЧИ·2ЕхcВ4 ≈пbтJ5²ЛS╨█·x└ЪLEzтCmQ▄Я7чЦYИ├─╒20Jх╙╓шAтЖо▒╧Б■ЦБa▀≥ТfБ╧▐┌ОfЁ M╔h░┐jяe|нПГ─Ё@kh┌б╚│э╜к║c{: r╨М▐╤a√I0X $6S└шрП≈┤к⌠9Н╡=8~JФ│ ╤gюЁ\╒╜QиgЛ4.6ЮБшй0Ощ&z;▀[рg╥}М3vB(√(N▐▓QМd╖╓%╔Хщ╙▒э■▀■║⌠Ф)e(║ +AЭ2gZ2уТ2вгv}нд╚D/з┬M4╛÷5a╓Э╗▌Zт©ЩB▄UоIшх╒B░░─Ъ┴ВVФ}*ЗzegT*гз╞DЭ╕╪лmх▒n╓д’.╔g≤╘rK ё+Ж┌╪╓3┼ЦыП┼аVFfа4bТRs█┼°bYU╖vtOF╚ МP╪gю58Т░⌡I▓RWYЙ$n⌡╜÷r`┴Д⌡S╤мL©вp█ч+нщн’÷▓(}Gш╪»x┐┬╛жЛ²F~*╖╩|УШ_ъ┼)U╬RJUl╟bц}ЪЕcЬ╞?}Мы²╦AKк═P╜╞╘л?CE~*Н e└еuЮgФZыTВаъ╠ф▌ЫЯщЩОv╞gя(W┐ёk╓°EЦ╫1;E═fтZC└SУ+H▓▓╨Q-∙$ЫДmея╘·.
ЕГРП нет информации об узаконенной возможности владения и распоряжения);

  • документацию, доказывающую факт правомочия РФ на владение недвижимостью, а также прилежащую к ней территорию в случаях, когда данная территория является отдельным пунктом договора (такая документация передается, если в базе данных ЕГРП нет информации об узаконенной возможности владения и распоряжения);
  • разрешение от ГУП или иной госструктуры на передачу в муниципальную собственность имущества, находящегося во владении данной структуры на основании на основании хозведения либо ограниченного вещного права, с подписью должностного лица, оформившего указанное разрешение;
  • достоверный экземпляр свода правил ГУП или иной госструктуры, чья недвижимость передается в муниципальную собственность на основании хозведения либо ограниченного вещного права.

Порядок расприватизации квартиры

Еще одно распространенное основание деприватизации жилья в РФ через судебные инстанции – совершение с данным жильем сделки гражданско-правовой направленности под влиянием заблуждения, обладающего существенным значением для осознания смысла произведенной сделки (178 статья ГК РФ).

Передача в муниципальную собственность жилья

Между тем, основное назначение служебных жилых помещений – для проживания граждан в связи с работой в государственных и муниципальных органах, предприятиях и учреждениях – при передаче в муниципальную собственность уже не сохраняется, поэтому решение о передаче служебного жилья в муниципалитет предполагает изменение его статуса. К отношениям по пользованию таким жильем должна применяться по аналогии ст.

Внимание

Сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации перехода права собственности, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации».

Следовательно, договор безвозмездной передачи имущества в муниципальную собственность может быть утвержден на основании нормативных актов о государственной регистрации перехода возможности владения недвижимостью посредством заключения судебного разбирательства.

Пример

Решение Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.12.2013 г.

Источник: //advokat-prianikov.ru/peredacha-kvartir-iz-sobstvennosti-organizatsii-v-munitsipalnuyu-sobstvennost

Решение вопросов передачи имущества муниципальным образованиям и управления этим имуществом

Как Передать В Муниципальную Собственность Квартиру В

В этих целях сформирована Рабочая группа по решению вопросов передачи военного имущества муниципальным образованиям и управления этим имуществом, состав которой был предложен региональными отделениями ВСМС. 

Федеральный закон от 08.12.2011г. № 423-ФЗ регулирует отношения, связанные с безвозмездной передачей военного недвижимого имущества, в том числе земельных участков, из федеральной собственности в муниципальную собственность.

Законом определен перечень военного недвижимого имущества и порядок принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества.

Кроме того, внесены поправки в Федеральный закон “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, в Федеральный закон “О государственном кадастре недвижимости”, а также в Земельный кодекс РФ.

В соответствии с указанным Законом администрации муниципальных образований (главы муниципальных районов, городских округов и поселений), на территории которых расположены такие объекты, направляют самостоятельно в адрес Минобороны России обращения о принятии имущества, предлагаемого к передаче, в муниципальную собственность.

Вышеуказанный закон возложил обязанность на муниципальные органы принять военное имущество в силу закона в том состоянии, в котором оно находится сейчас, без дополнительного финансирования и ремонта. Однако безвозмездная  передача может вызвать серьезные проблемы у муниципалитетов.

Главной проблемой, связанной с реализацией данного Закона является то, что не предусмотрены источники финансирования переданных объектов. Минобороны планирует передать более тысячи неиспользуемых военных городков.

Однако органы местного самоуправления отказываются принимать около 70% военных городков в связи с тем, что объекты недвижимого имущества  – а это не только жилые дома, но и объекты водоснабжения и водоотведения, котельные, электроустановки, кабельные сети, теплотрассы, дороги и т. д.

, – находятся в неудовлетворительном техническом состоянии. Брошенные бывшими хозяевами из Минобороны, военные городки стали разрушаться.

До сих пор не решены вопросы финансирования капремонта жилых зданий, работ сноса аварийных домов, переселения жителей военных городков, а это тысячи и тысячи людей, которые, по сути, брошены на произвол судьбы.

Передаваемые военные городки – это территории с разрушенной или деструктивной инфраструктурой, давно не используемой и пришедшей в негодность.

У муниципалитетов нет денег не только на восстановление городков, но даже на поддержание той инфраструктуры, которая им жизненно необходима. Региональный бюджет также не сможет сохранить эти объекты.

Поэтому бывшие воинские части и дальше будут разрушаться.

Осложняется ситуация и тем, что не проведена инвентаризация имущества военных городков – Мин¬обороны должно завершить её в ближайшие сроки, но уже сейчас понятно, что вряд ли эти сроки удастся выдержать.

Инвентаризация требует огромных средств, на неё уже был потрачен один миллиард рублей.

Вместе с тем без учёта имущества Минобороны не может чётко определиться – какие объекты необходимо оставить на балансе ведомства, а какие нет.

Есть и ещё одна коллизия, на которую сегодня мало обращают внимания. Местные власти далеко не всегда имеют право брать в собственность объекты, которые не являются необходимыми для обеспечения региональных или муниципальных нужд.

Чтобы привести гарнизонное жилье и коммунальную инфраструктуру в порядок, зачастую требуется финансовых средств больше, чем весь годовой бюджет самого муниципального образования.

В методике выделения средств субъектам РФ для выравнивания их бюджетной обеспеченности нет показателей, которые дали бы возможность регионам и муниципалитетам получать средства на военные городки.

В отношении военных объектов это станет возможным только после их рекультивации, и её эксперты считают правильным финансировать также за счёт госказны.
Необходимо законодательно закрепить обязанность выполнить капремонт передаваемых в регионы и муниципалитеты военных объектов за счёт федерального бюджета.

Эксперты соглашаются, что для нищих муниципалитетов “безвозмездная передача” обернется неподъемным грузом. Если у военного ведомства нет методик передачи имущества и понимания, как это можно сделать, то у муниципалитетов нет ясности, как распоряжаться принятыми объектами.

Полученное имущество ляжет на них дополнительным налоговым бременем. И то, что не успели продать военные, вынуждены будут распродавать муниципалы, но быстро и по бросовым ценам. Хорошо, если через аукционы и если эти объекты попадут в руки эффективных собственников.

Представляется, что в районах нет компаний, которые могли бы инфраструктурно обустроить их, вложив по несколько миллионов рублей, а у муниципалитетов нет ни инструментов для решения проблемы, ни понимания, как разрабатывать экономическую программу использования полученного имущества.

Муниципалитеты в соответствии со своими утвержденными генпланами могут застраивать эти территории. Предполагается, что значительная часть земель будет отдана под жилищное строительство, возведение социальных объектов. Это особенно актуально для крупных городов и поможет строить доступное жилье.

Наряду с этим одной из главных проблем остается то, что такая передача военных городков муниципальным образованиям предполагает, что служебные квартиры в них автоматически становятся социальным жильем, и военный пенсионер утрачивает статус человека, нуждающегося в улучшении своих жилищных условий и возможность быть отселенным из военного гарнизона. Минобороны снимает с себя ответственность за военных пенсионеров, передает им в собственность служебное жилье, в котором они находятся сейчас. После передачи жилых домов в муниципальную собственность с вопросом о приватизации жилых помещений необходимо будет обратиться в орган местного самоуправления, в собственность которого будет передано данное жилое помещение. Из-за отсутствия кадастрового оформления передаваемых участков под многоквартирные дома данное мероприятие  может обернуться скандалами.

Также насущной проблемой, возникающий при организации процедуры передачи в муниципальную собственность высвобождаемого военного имущества, является то, что вопросы передачи имущества рассматриваются передающей стороной только в рамках Федерального закона от 08.12.

2011 № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», при этом не учитываются правовые нормы, содержащиеся в Конституции РФ, ГК РФ, Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающие права собственников, принципы местного самоуправления, регулирующие вопросы распоряжения находящимся в общей долевой собственности имуществом.

По каждому обращению Министерства обороны РФ и подведомственных Министерству обороны РФ структур, проводится проверка на предмет соответствия предлагаемого к передаче в муниципальную собственность имущества критериям, установленным требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». По результатам проводимых работ было установлено, что не все имущество, предлагаемое к передаче, предназначено для решения вопросов местного значения.

При предложении передать из федеральной собственности жилищный фонд возникает проблема, связанная с тем, что в многоквартирных домах часть квартир приватизирована и принадлежит гражданам на праве собственности. Поэтому здание в целом не является объектом федеральной собственности.

Следовательно, можно инициировать передачу только квартир, являющихся федеральной собственностью. Также не подлежат передаче служебные квартиры, поскольку относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и в соответствии с п.3 ст.92 ЖК РФ не подлежат отчуждению.

  

Согласно ст.36 Жилищного кодекса РФ объекты инженерной инфраструктуры многоквартирных домов относятся к общему имуществу и принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Следовательно, граждане, имеющие квартиры в частной собственности, имеют право общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме. В соответствии со ст.246 Гражданского кодекса РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

Таким образом, при формировании перечней имущества Министерством обороны РФ и подведомственными Министерству обороны РФ структурами не учитываются требования действующего в РФ законодательства.

В различных регионах Российской Федерации имущество военных городков, подлежащее передаче в муниципальную собственность проходит обследования специалистами районных администраций совместно со специалистами ЖКХ и представителями Министерства обороны РФ.

Установлено, что объекты не только находятся в неудовлетворительном либо полуразрушенном (ветхом, аварийном) состоянии, но и земельные участки под передаваемыми объектами неразмежованы.

По результатам обследований составлены акты и перечни не подлежащего к передаче муниципалитетам имущества, которые направлены в администрации регионов для согласования с территориальными управлениями Министерства обороны РФ.

А также произведены и направлены расчеты денежных средств необходимых для содержания, обслуживания и восстановления имущества Министерства обороны РФ, спланированного к передаче в собственность муниципальных образований.

Однако, до настоящего времени ответы, согласованные перечни с уведомлением о размере денежных средств выделяемых на содержание, обслуживание и восстановление передаваемых объектов получены не были. Имущество в собственность таких муниципальных образований в настоящее время не передано, не содержится и не обслуживается надлежащим образом Министерством обороны РФ, что приводит к еще большему ухудшению его технического состояния. Так же имеются случаи незаконной разборки на строительные материалы спланированных к передаче объектов.

//www.youtube.com/watch?v=Zw8JvuM4A8I

Ситуация усугубляется отсутствием у многих муниципалитетов прав на земельные участки под переданными объектами, что делает невозможным выполнение норм градостроительного и земельного законодательства РФ, регламентирующего процедуру надлежащего оформления документации на проведение капитального ремонта и замены объектов социальной инфраструктуры. Неоднократные обращения муниципальных образований в Министерство обороны РФ с просьбой о передаче земельных участков, занятых вышеуказанными объектами в муниципальную собственность, остаются без внимания, и решений о передаче земельных участков до настоящего времени так и не принято.

Источник: //www.vsmsinfo.ru/novosti/3331

Отдать квартиру государству – Рынок жилья

Как Передать В Муниципальную Собственность Квартиру В

28.03.2011 | 13:05 14412

Случаи возврата приватизированного жилья государству до недавнего времени практически не встречались. Казалось бы, отдавать свою собственность – чистейшей воды безрассудство. Но при грамотном подходе так называемая деприватизация может стать эффективным способом улучшить жилищные условия.

Затеяв приватизацию, государство фактически подарило гражданам право бесплатно оформить свою недвижимость в собственность. С одним лишь «но»: делать это разрешено один раз в жизни.

Предположение о том, что со временем некоторые решат добровольно отказаться от дарованных квадратных метров, до недавнего времени выглядело абсурдным. Но, как показала практика, некоторые россияне все-таки возвращают жилье государству. Правда, делают это вовсе не из альтруистических побуждений.

Ненужная собственность Возможность возвратить государству приватизированное жилье регулирует Федеральный закон «О приватизации жилищного фонда в РФ». По нему граждане имеют право передать приватизированные помещения в государственную или муниципальную собственность.

В свою очередь, госорганы обязаны заключить с «отказниками» договоры социального найма этой недвижимости. Изначально процесс обратной приватизации жилья был рассчитан исключительно на малоимущих граждан. Право собственности накладывает на владельцев недвижимости определенные обязанности.

Прежде всего – материального характера. Справиться с ними оказались в состоянии не все: за квартиры пришлось платить налог, а в квитанциях о квартплате появилась дополнительная строка расходов – на капремонт.

В итоге сформировался целый класс «нищих собственников»: для них на первый взгляд незначительное сокращение текущих расходов на содержание жилья оказалось важнее, чем обладание правом собственности.

Возврат недвижимости государству приобрел актуальность и в свете планируемого повышения налога на недвижимость.

Сейчас его размер не превышает 2% от стоимости жилья. Расчеты производятся на основе инвентаризационной оценки. В ближайшие годы налог планируют определять исходя из рыночной цены. Да к тому же – повысить его ставку.

Государству есть смысл отдавать приватизированное жилье участникам программ улучшения жилищных условий. В определенных ситуациях повезет тем, кто живет в аварийных и ветхих домах, а также хрущевках. Если квартира или комната в таком здании находится в собственности, ее владельцам предоставят аналогичное (по площади и характеристикам) помещение.

Или выплатят его рыночную стоимость. Когда расселяют жилье, которое граждане занимают по договорам социального найма, государство предоставляет им недвижимость исходя из социальной нормы – 18 кв. м на человека.

Нетрудно подсчитать, какое жилье, к примеру, получит семья из четырех человек, которая занимает двухкомнатную квартиру площадью 40-45 «квадратов».

Сомнительная выгода Как прогнозирует старший юрист практики по недвижимости и инвестициям компании «Качкин и партнеры» Юрий Халимовский, все эти факторы впоследствии могут спровоцировать рост количества желающих вернуть приватизированную недвижимость государству.

«Иногда деприватизацию жилья можно использовать как уловку для участия в социальных программах по обеспечению жильем. Но эффективность этого метода относительна. У города не так много нового жилья – участники госпрограмм могут ждать своей очереди годами. Да и сама очередь расписана на много лет вперед», – рассуждает Халимовский.

К тому же если речь идет о деприватизации жилья, к примеру, в аварийном доме, «прописать» пару-тройку родственников и получить квартиру большей площади вряд ли удастся. После того как здание признается аварийным, власти чаще всего запрещают регистрацию в нем.

А если семья все же ухитрится «прописать» новых жильцов, государство может обратиться в суд и признать регистрацию недействительной.

Как свидетельствует менеджер компании «Адвекс – Петроградское агентство» Елена Василевская, деприватизацию можно рассматривать в качестве метода улучшить жилищные условия лишь в тех случаях, когда семья проживает в аварийном здании либо доме первых массовых серий, которые к тому же попали в государственные программы сноса или расселения. «Для схем частного инвестирования, например, расселения коммунальных квартир, применять этот механизм не имеет смысла. В подавляющем большинстве случаев инвесторы выкупают лишь те квартиры, в которых приватизированы все комнаты. Механизм расселения жилья, в котором есть неприватизированные комнаты, очень сложен – необходимо задействовать Горжилобмен, другие государственные структуры. Квартира должна быть действительно очень интересной, чтобы инвестор решился на подобный шаг», – поясняет Василевская.

К тому же если семья пожелает передать государству жилье в относительно престижном районе, она может «прогореть». По закону «социальные» квартиры предоставляют в границах того же населенного пункта. Говоря проще, из центра Петербурга могут переселить куда-нибудь в Шушары, Колпино или Бугры.

Экономика подобных действий очевидна: так, в начале марта город закупил квартиры для целевой программы «Молодежи – доступное жилье» в Шушарах, по 55 тыс. руб. за кв. м. В то время как стоимость «квадрата» в центральной части города часто превышает 100 тыс. руб.

Более того, поясняет заместитель директора агентства недвижимости «Бекар» Леонид Сандалов, при расселении квартиры, которая находится в соцнайме, люди даже не имеют права отказаться от того, что им предлагают.

В то время как при переселении из приватизированного жилья всегда учитывается его рыночная стоимость.

«Если же гражданин останется недоволен суммой выплаченной компенсации или альтернативными метрами, он может обратиться в суд», – резюмирует Сандалов.

Варианты передачи Существует два способа отказаться от права собственности на приватизированное жилье – расприватизация и деприватизация. Законодательно эти понятия не прописаны, тем не менее большинство участников рынка применяют такие термины.

Расприватизация – это судебное признание недействительным договора передачи жилья в собственность гражданина. Согласно Гражданскому кодексу РФ сделать это можно, если сделка проведена с нарушением законодательства.

Например, не соблюдены права несовершеннолетних или договор заключен под влиянием насилия или угроз.

Расприватизация имеет несомненное преимущество: если гражданин сумеет доказать, что жилье перешло в его собственность незаконно, право на приватизацию считается нереализованным.

По закону иск о признании договора приватизации недействительным можно подать в течение трех лет с момента его регистрации.

До июня 2006 года расприватизация была фактически единственным способом вернуть жилье государству: отказаться во внесудебном порядке от права собственности могли лишь малоимущие.

Деприватизация стала новым видом правовых отношений между гражданами и государством. Поправки в Жилищный кодекс дали полную свободу в распоряжении недвижимостью: людям разрешили передавать свою недвижимость государству и заключать с ним договор социального найма.

Тем не менее деприватизация стала явлением во всех отношениях радикальным. Обратной силы она не имеет – возвратив жилье государству, гражданин теряет возможность приватизировать его вновь.

Разумеется, бывший собственник уже не будет иметь никаких имущественных прав на возвращенное государству жилье – разве что жить в нем по договору социального найма.

«Жилые помещения, передаваемые гражданами городу в собственность, затем предоставляются им в пользование на основании договоров социального найма. Эти процессы регулируются Гражданским кодексом РФ, законами о дарении и о приватизации», – поясняет Сандалов.

Как уточняет Халимовский, для деприватизации нужно обратиться в жилищный отдел районной администрации с заявлением и весьма обширным пакетом документов.

Прежде всего необходимо подтвердить право собственности на жилье, оплату коммунальных услуг, продемонстрировать справки форм 7 и 9.

Кроме того, нужно предоставить документ, подтверждающий, что передаваемая государству квартира или комната является единственным жильем. Как правило, это делается с помощью выписок о правах на объекты из Единого государственного реестра прав.

В деприватизации может быть отказано из-за несогласия одного из сособственников либо в случае наложенного на жилье обременения (к примеру, квартира заложена по кредиту).

Дорога в один конец
В Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Санкт-Петербургу утверждают: число операций по деприватизации жилья ничтожно мало.

«В I квартале этого года количество таких сделок увеличилось в два раза по сравнению с тем же периодом 2010-го. Тогда наше Управление зарегистрировало пять-шесть соответствующих сделок, а сейчас их число возросло до 14, – рассказывает заместитель начальника Управления Росреестра по Петербургу Мария Мельникова.

– По своей сути, деприватизация – это самовольное лишение права собственности на подаренное государством жилье. Разговоры о повышении налога пока остаются лишь разговорами. Никто не знает, какова будет его окончательная ставка. К тому же правительство предусмотрит различные льготы по его уплате.

Если же вы деприватизируете квартиру, то лишаетесь права собственности со всеми вытекающими последствиями – не можете ее продать, завещать, сдать в аренду без согласия государства».

К тому же, по ее словам, есть много способов принять участие в государственных программах улучшения жилищных условий и без деприватизации. Например, заключив договор мены или с помощью кредита.

Возможность вернуть государству недвижимость и одновременно заключить договор соцнайма предусмотрена лишь до марта 2013 года, когда завершится отведенный законом срок для приватизации жилья. Не исключено, что подобную возможность пропишут в Жилищном кодексе или другом законе, но пока речи об этом не идет.

Но даже если этого не произойдет, у россиян всегда останется возможность дарить свое жилье государству. «Этот процесс в корне отличается от деприватизации. В данном случае органы госвласти не обязаны заключать с дарителем договор социального найма – разве что по своей доброй воле», – поясняет Мельникова.

По ее словам, случаи дарения жилья государству практически не встречаются. Речь идет разве что о совсем экзотических вариантах – передаче квартир-музеев или квартир-памятников.

Эксперты уверены: прежде чем деприватизировать квартиру, необходимо несколько раз просчитать последствия этого поступка. Жилье для большинства российских граждан – это единственный и самый главный капитал. Важнее разве что здоровье.
 

Сергей Бардин   

Источник: //www.bn.ru/gazeta/articles/81545/

Проблемы правоприменения норм действующего законодательства, устанавливающих полномочия муниципального образования по управлению и распоряжению жилищным фондом

Как Передать В Муниципальную Собственность Квартиру В

(Короткова О. И.) («Российская юстиция», 2012, N 2)

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, УСТАНАВЛИВАЮЩИХ ПОЛНОМОЧИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ И РАСПОРЯЖЕНИЮ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ

О. И. КОРОТКОВА

Короткова О. И., кандидат юридических наук, помощник судьи Орловского областного суда.

В статье рассматриваются судебная практика и практические аспекты регулирования вопросов изменения правового режима жилого фонда, в связи с его передачей в собственность муниципального образования.

Ключевые слова: жилищный фонд, передача, органы местного самоуправления, муниципальное образование.

The article considers the judicial practice and the practical aspects of the regulation of the change in the legal regime of the housing stock, in connection with his transfer to the ownership of the municipality.

В наши дни жилищные права являются одними из наиболее значимых в построении и развитии современного и правового государства. При этом проблемы управления жилым фондом являются одними из наиболее сложных и противоречивых направлений в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Под жилищным фондом в Российской Федерации понимается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. Согласно ст. 19 Жилищного кодекса РФ в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный, муниципальный.

Жилищный фонд представляет собой совокупность общественных отношений, возникающих по поводу соответствующего объекта правового регулирования.

Это синкретическое (комплексное) понятие, которое охватывает гражданско-правовые (имущественные) отношения, определяемые в цивилистике как диспозитивные, и управленческие отношения, которые именуются в публичном праве как императивные.

В российском законодательстве отношения, связанные с управлением, использованием и эксплуатацией жилищного фонда, регламентируются жилищным правом, которое носит комплексный характер, так как сочетает в себе административные и гражданско-правовые нормы и институты . ——————————— Карпухин Д. В. Административно-правовой режим жилого помещения и жилищного фонда РФ // Административное и муниципальное право. 2008. N 8. С. 55 — 59.

Как известно, важным элементом административно-правового регулирования жилищной сферы являются органы специальной компетенции, управомоченные осуществлять нормативно-правовую и правоприменительную деятельности в сфере строительства и управления жилищным фондом и жилищно-коммунальным хозяйством РФ.

При этом общая задача по эффективному правлению и распоряжению жилищным фондом не утратила актуальности и для современных муниципальных образований. Вместе с тем при толковании норм действующего законодательства в данной сфере возникают проблемы, которые решаются лишь в судебном порядке.

Причем на защиту своих интересов в судебном порядке приходится расходовать финансовые, трудовые, временные ресурсы, в то время как для эффективного управления имуществом необходимы четкие и понятные правовые нормы, а не судебные решения. Но пока только судебным толкованием устраняется противоречивость и двусмысленность указанного законодательства.

Например, прокурор Мценского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мценского района о признании незаконным бездействия по непринятию в муниципальную собственность квартир, за исключением находящихся в собственности граждан, в жилых домах, расположенных на территории г.

Мценска, обязании принять указанные объекты недвижимого имущества в муниципальную собственность и включить их в реестр муниципального имущества Мценского района.

В обоснование требований указал, что данные объекты жилищного фонда после приватизации государственного Мценского ремонтно-технического предприятия находились на балансе вновь созданного АООТ «С», являясь муниципальной собственностью района. В 1999 г.

произошла реорганизация АООТ «С» путем присоединения к ОАО «АМ» с переходом к последнему всех прав и обязанностей, а также объектов жилищно-коммунального хозяйства и жилых домов.

Несмотря на неоднократные обращения генерального директора ОАО «АМ» и представления прокурора о принятии указанного жилищного фонда в муниципальную собственность, администрацией Мценского района никаких действий предпринято не было, в связи с чем прокурор обратился в суд.

По ходатайству прокурора судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация города Мценск, на территории которого расположен спорный жилищный фонд, в связи с чем были уточнены и исковые требования об обязании как администрации города Мценск, так и администрации Мценского района принять в муниципальную собственность указанные в первоначальном исковом заявлении жилые помещения и включить их в реестр муниципальной собственности. Решением Мценского районного суда Орловской области от 13 апреля 2009 г. исковые требования прокурора Мценского района Орловской области в защиту неопределенного круга лиц к администрации г. Мценска о признании бездействия незаконным и обязании принять объекты в муниципальную собственность были удовлетворены. Суд первой инстанции признал бездействие администрации г. Мценска Орловской области по непринятию в муниципальную собственность объектов жилищного фонда незаконным. Обязал администрацию г. Мценска принять у ОАО «АМ» в муниципальную собственность города Мценска спорные жилые дома и включить в реестр муниципального имущества объекты недвижимого имущества — квартиры, за исключением квартир, находящихся в собственности граждан, в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу. При этом указал, что решение является основанием для регистрации права собственности муниципального образования город Мценск на квартиры в домах, не переданные в собственность граждан. В иске к администрации Мценского района было отказано. Администрация города Мценска не согласилась с принятым судом первой инстанции судебным актом и обжаловала его в кассационном порядке. В кассационной жалобе администрация города Мценск просила об отмене решения суда и указывала на то, что в действиях администрации г. Мценска не усматривалось бездействие по непринятию в муниципальную собственность указанного жилого фонда, поскольку администрацией была создана и действовала комиссия по оценке состояния жилых домов, по результатам работы которой состояние указанного жилищного фонда было признано неудовлетворительным ввиду невыполнения ОАО «АМ» обязанностей по проведению текущего ремонта домов, в этой связи переход права собственности на жилой фонд к администрации г. Мценска повлечет дополнительные расходы, не предусмотренные бюджетом текущего года. Полагала, что администрация г. Мценска не имеет возможности приобрести право собственности на спорные дома, поскольку право собственности прежнего собственника на них не оформлено. Указывала, что вывод суда о признании права собственности на указанный жилищный фонд за городом Мценск является неверным, поскольку приватизированное предприятие (Мценское РТП) было районным, то и спорные дома должны перейти в собственность Мценского района. Вместе с тем на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и в соответствии с Приложением N 3 к указанному Постановлению, жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры городов и районов независимо от того, на чьем балансе они находятся, отнесены к муниципальной собственности. Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 235 (с изменениями, внесенными Постановлением от 27.08.1999 N 966) «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность» утверждение плана приватизации предприятия (изменений, вносимых в план приватизации предприятия) является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность. В силу ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. Частями 2 и 4 ст. 50 указанного Закона предусмотрено, что жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда, может находиться в собственности поселений или городских округов. В перечне имущества, которое может находиться в собственности района, жилищный фонд не указан. Судебной коллегией по гражданским делам Орловского областного суда при рассмотрении спора было установлено, что решением Орловского областного Совета народных депутатов от 24 января 1992 г. «О разграничении государственной собственности на территории области» и Постановлением коллегии администрации Мценского района от 30 января 1992 г. N 118 было постановлено считать объектом муниципальной собственности Мценского района Мценское ремонтно-техническое предприятие. Согласно инвентаризационной описи указанного предприятия указанные в иске дома на тот момент являлись основными средствами Мценского РТП. При таких обстоятельствах в указанный период времени спорный жилищный фонд подлежал передаче муниципальному образованию Мценский район, которым было принято решение о приватизации предприятия, поскольку в силу приведенных норм права он не подлежал приватизации наряду с другими объектами Мценского РТП. В то же время согласно плану приватизации указанного предприятия от 11 июня 1992 г. объекты соцкультбыта (жилые дома, клуб) подлежали передаче вновь создаваемому акционерному обществу АООТ «С» по договору, то есть в установленном порядке они не были переданы в муниципальную собственность. В результате реорганизации АООТ «С» путем присоединения к ОАО «АМ» 25 апреля 1999 г. указанные объекты жилищного фонда были переданы последнему согласно передаточному акту и в настоящее время находятся на балансе ОАО «АМ». С целью освобождения предприятия от несвойственных ему функций ОАО «АМ», а также жители спорных домов обращались в администрацию города Мценска с заявлениями о принятии в муниципальную собственность вышеуказанных объектов жилищного фонда, в чем им было отказано по причине неудовлетворительного состояния жилищного фонда. Учитывая указанные обстоятельства и нормы действующего законодательства, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда пришла к выводу, что спорные дома необоснованно не были переданы при приватизации Мценского РТП в установленном законом порядке в муниципальную собственность. Поэтому районный суд правильно признал незаконным бездействие администрации г. Мценск по непринятию указанного жилищного фонда в муниципальную собственность, обязал принять его в муниципальную собственность, включив в соответствующий реестр. Доводы жалобы о необходимости передать спорные дома сначала в собственность района, а затем в собственность города, а также о необходимости зарегистрировать изначально право собственности на указанные объекты за ОАО «АМ», равно как и довод о невозможности принятия данных объектов в собственность администрации г. Мценск по причине их неудовлетворительного состояния, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им была дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия согласилась. Несостоятельным судебная коллегия посчитала и довод жалобы о том, что со стороны администрации г. Мценск не усматривается бездействие по непринятию спорного жилищного фонда в муниципальную собственность, поскольку в силу прямого указания закона данные объекты принадлежат к муниципальной собственности и обязанность по их принятию в собственность лежит именно на администрации города Мценск, на территории которого они находятся. В силу того, что в кассационной жалобе не были приведены доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции или свидетельствующие о неправильном определении юридически значимых обстоятельств, оснований для отмены решения судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда не усмотрела. Так, 10 июня 2009 г. решение Мценского районного суда Орловской области от 13.04.2009 судебной коллегией было оставлено без изменения, а кассационная жалоба администрации города Мценска — без удовлетворения. Указанный случай является не единичным, в связи с чем проблема управления жилым фондом является одной из наиболее сложных и противоречивых в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а некоторые формулировки законодательства в данной сфере достаточно «растяжимы» и в них может вкладываться разное содержание. Несовершенство конструкций проанализированных правовых институтов актуализирует необходимость их коренного пересмотра и совершенствования. Вместе с тем для единообразного подхода в применении норм права при осуществлении объективной и качественной управленческой деятельности, безусловно, необходимо конкретизировать нормы, регулирующие передачу жилищного фонда из разных форм и уровней собственности. Бесспорно, при реализации своих полномочий органам государственной власти и местного самоуправления нужно исходить из духа и буквы действующего сейчас законодательства. При этом необходимо понимать, что лишь осознание ответственности может кардинально изменить сложившуюся ситуацию с управлением и распоряжение жилищным фондом.

——————————————————————

Источник: //center-bereg.ru/a356.html

Адвокат Большаков
Добавить комментарий