Акт Посещения Семьи Где Ребёнок Не Посещает Школу

«Зачем нашу квартиру каждый год обследуют аж два учителя?»

Акт Посещения Семьи Где Ребёнок Не Посещает Школу

– Я мама двоих детей-школьников. У нас обычная семья: муж – менеджер в торговой компании, я работаю в банке. В начале каждого учебного года к нам приходит классный руководитель старшего сына, и уже третий год подряд – еще и младшего, – пишет Светлана из Минска.

– Приходят с бланками, в которых немало вопросов: кто является собственником жилья, что еще у нас в собственности, какая у нас с мужем зарплата… Каждый год сразу два учителя изучают: есть ли у детей спальное место, рабочий стол, место для игр.

Зачем нужны эти ежегодные визиты? К чему такие анкеты? От знакомых знаю, что во многих школах достаточно расписаться в ведомости, что у ребенка нормальные жилищные условия…

Учителя тоже задаются вопросом о посещениях школьников на дому.

– Нужно ли ежегодно составлять акты обследования семей в начальной школе, или достаточно одного акта в 1-м классе с внесением в него изменений, если они есть? – пишет Нина Ивановна из Кировска.

Эти вопросы мы переадресовали специалистам Министерства образования Беларуси.

«Школа обязана выяснить, почему 1 сентября ребенок не сел за парту»

– Согласно Кодексу РБ об образовании, общее базовое образование (9 классов) и создание условий для получения общего среднего образования (11 классов) в нашей стране обязательны, – рассказывает замначальника управления общего среднего образования министерства Ирина Каржова. – В постановлении Совета Министров от 8 ноября 2006 г.

№ 1493 прописано: все дети от рождения до 18 лет включительно, в том числе те, кто уехал учиться за границу, подлежащие обучению на уровне среднего образования, должны быть на учете (сокращенную форму этого документа называют всеобучем. – Ред.). задача этого документа – проконтролировать, все ли школьники 1 сентября сели за парты.

Как этот механизм работает? За каждой школой исполком закрепляет прилегающий микрорайон. Теоретически все дети этого микрорайона должны прийти в эту школу. Дважды в год – до 15 января и до 15 августа – ЖКХ обязано информировать школу о количестве проживающих в ее микрорайоне детей.

Как только школа получает эту информацию, формируются списки детей. Дальше проходит сверка – все ли дети из списка учатся в этой школе. Ведь бывают случаи, когда родители не содействуют тому, чтобы ребенок получил образование, или же сам ребенок не ходит в школу.

Чтобы исключить такие случаи, в рамках всеобуча администрации школ организуют посещение учителями таких семей. В этом случае учитель действует согласно постановлению Совета Министров.

Не зная, что происходит в семье ребенка, сложно делать ему даже замечания.

«Знать, в каких условиях живет ученик, – инициатива школы»

– А с какой целью приходят домой классные руководители в начале учебного года?

– Каждый классный руководитель должен знать, в каких условиях и в какой семье проживает ребенок, – поясняет начальник отдeла сoциально-пeдагогической рабoты и охpаны дeтства Министерства образования Маргарита Матвеенко. – Ведь классное руководство подразумевает еще и индивидуальный подход к каждому ученику.

Не зная, что происходит в семье ребенка, сложно делать ему даже замечания. К примеру, если в семье есть тяжело больной человек, это накладывает на ребенка определенный отпечаток. Когда дети переходят в 5-й класс, они сталкиваются с проблемами: много преподавателей, у каждого – свои требования.

Чтобы создать для школьника комфортные условия, в том числе и в классном коллективе, на помощь приходит классный руководитель. И чтобы сделать это максимально грамотно, он как минимум должен пообщаться с родителями, возможно, оговорить какие-то нюансы.

Посещение педагогами семей на дому – совершенно оправданная практика.

– К некоторым приходят даже дважды в год…

– Ничего плохого в этом нет. Ситуация в семьях может меняться. И если педагог пришел дважды, это говорит о его ответственности.

– А что за анкеты, с которыми приходят педагоги? Кто их составляет и куда идет эта информация?

– Никаких утвержденных министерством анкет, которые во время визитов школьников на дому могли бы заполнять классные руководители, не существует. Каждый педагог может разработать определенные вопросы, чтобы, придя в семью, было легче изучать условия воспитания ребенка. Данные о посещении никуда не направляются. Эта информация только для педагога.

Если бы хоть кто-нибудь из учителей обследовал условия проживания Гарри Поттера в семейке Дурслей, маленького волшебника точно бы признали находящимся в социально опасном положении!

– Что должен проверить педагог во время посещения ученика на дому?

– В первую очередь педагог обращает внимание на общую атмосферу в семье, наличие спального и рабочего места у ребенка, условия его воспитания и проживания… В квартире должно быть чисто, созданы условия, в том числе для игр и отдыха ребенка.

– Читатели нам рассказывали, что при посещении ребенка из неполной семьи педагоги должны произвести более тщательный осмотр…

– Это не так. Сейчас даже подход другой: если раньше семьи, воспитывающие детей, в основном делили на три категории: полная семья, родители в разводе и одинокая мать, то сейчас ситуация изменилась.

Во многих семьях отец ребенка устанавливает отцовство, родители проживают совместно, но официально в брак не вступают. То есть по факту у ребенка полная семья. Но не это главное для педагога.

И полная семья, и одинокий родитель должны надлежащим образом заниматься воспитанием ребенка.

– А если педагог предупредил, что придет с визитом, а родитель против?

– Если родитель это корректно объяснит, конечно, педагог настаивать не будет. Но если ситуация постоянно повторяется – это повод задуматься. Возможно, родители что-то скрывают. Я бы призвала родителей быть в более тесном контакте с педагогами. Хотя бы для того, чтобы у ребенка не было дискомфорта из-за непонимания между родителями и педагогами.

– Почему в разных школах разные требования к посещениям? Достаточно ли педагогу обследовать семью один раз и больше не приходить, если в ней все нормально?

– Цель данных посещений одна: увидеть условия проживания и воспитания ребенка, установить контакт с родителями, а также индивидуально, а не только на классном собрании, обсудить отдельные вопросы воспитания ребенка. Периодичность посещений, как правило, составляет два раза в год. Но как мы уже отметили – бывают разные семьи, разные дети и разные ситуации.

«Отнеситесь к приходу педагога на дом с пониманием»

– Если, побывав в семье, педагог сделает вывод, что отношения между родителями и ребенком сложные, что будет дальше?

– Он проинформирует социального педагога и педагога-психолога, которые будут решать, как можно помочь ребенку и родителям, – говорит заместитель начальника управления социальной, воспитательной и идеологической работы министерства Елена Головнева.

– А кто принимает решение о том, что ребенок находится в социально опасном положении?

– Иногда сигналы приходят от посторонних людей или от соседей, которые могут сообщить о частых скандалах в квартире или о том, что ребенок часто остается без присмотра. Могут заметить учителя в школе, что дети пропускают занятия или приходят с невыученными уроками.

Или классный руководитель пришел домой к ученику и увидел, что в семье явные проблемы. Конечно, в такую семью надо идти. И вот такие посещения регулируются постановлением Министерства образования. Обследование проводит комиссия, куда входят социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель.

Составляется акт обследования, его выносят на рассмотрение педсовета учреждения образования или совета по профилактике безнадзорности.

И если ребенок признан находящимся в социально опасном положении, составляется индивидуальный план защиты прав несовершеннолетнего, где прописаны посещения семьи и мероприятия по коррекции детско-родительских отношений.

И это далеко не все случаи, когда семью могут посетить педагоги, и в каждом случае это делается для защиты интересов детей. Поэтому необходимо с пониманием относиться к приходу специалистов из школы.

Есть вопросы о школе? Присылайте по адресу: 220005, Минск, а/я 192 или по электронной почте: shkola@phkp.by с пометкой «Педсовет».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Ребенок исправляет свою же ошибку, а его наказывают – это непедагогично!»

Оказывается, если исправления есть в работе по математике, по правилам снижать оценку учитель за это не должен

– Всегда ли за исправления в системе образования снижались оценки? – спросили мы у специалистов Национального института образования.

– По предметам «Русский язык» и «Беларуская мова» в контрольных работах (диктантах, изложениях, сочинениях) исправления учитывались всегда,- рассказывает заведующая лабораторией гуманитарного образования Национального института образования, доктор педагогических наук Анна Волочко.

– В частности, в «Нормах оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Русский язык» указано: при оценке контрольного диктанта «два исправления на месте орфограммы (пунктограммы) считаются за ошибку». Если в работе меньше 5 исправлений не на месте орфограммы (пунктограммы), оценка не снижается.

При 5 – 7 исправлениях – минус 1 балл. Если исправлений больше 7– минус 2 балла. (подробнее)

«Отступил в задании пять клеточек вместо трех? Никто не имеет права наказывать ни учителя, ни ученика!»

Учебный год только стартовал, а у родителей, учителей и школьников уже накопилось уйма вопросов (читать далее)

«В школьных нормативах по физкультуре нет ничего нереального»

Можно ли отменить оценки по физкультуре, как рассчитываются нормативы и что делать, если ребенок не может их выполнить – в этих вопросах мы разбирались со специалистами Республиканского центра физического воспитания и спорта учащихся и студентов, которые участвуют в разработке концепции преподавания физкультуры, нормативов и методик. (подробнее)

Источник: https://www.kp.by/daily/26603.1/3620466/

Акт обследования семьи учащегося классным руководителем

Акт Посещения Семьи Где Ребёнок Не Посещает Школу

В целях защиты прав несовершеннолетних предусматривается плановое посещение классным руководителем семей своих учащихся. Педагог составляет акт обследования семьи ученика, выявляет, есть ли серьезные вопросы к условиям проживания ребенка и т.д.

Для чего составлять акт

Учитель должен письменно зафиксировать жилищно-бытовые условия семьи, все пункты документа заполняются четко и ясно. В конце педагог пишет заключение, в котором отвечает на вопросы: обеспечивают ли взрослые жилищно-бытовые условия потребности ученика, какова обстановка в доме.

Визит не должен носить формальный характер. Педагог не просто ставит галочку в листе посещения, он должен проанализировать условия проживания ребенка, внимательнее рассмотреть его семью.

Это не праздный интерес, а обязанность учителя, ведь он так же несет ответственность за благополучие доверенных ему учеников.

И если педагог видит факты, вызывающие тревогу, он должен зафиксировать и отреагировать.

Акт обследования семьи учащегося не имеет строгой формы, которую нельзя было бы менять. Сам учитель может разработать шаблон, используемый для посещения каждого ученика. Обычно с опытом к классному руководителю приходит идеальный пример такого шаблона: какую информацию стоит расписывать, на какой не следует очень подробно останавливаться, какие пункты должны быть обязательно и т.д.

Смотрите в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения» образец плана совместной работы школы с родителями, чтобы повысить качество образования:

ОБРАЗЕЦ ПЛАНА

Цели посещения

Их может быть несколько. Если педагог работает с классом первый год, то в течение первой четверти он должен прийти домой к каждому из своих учеников. И в первый визит составляется акт обследования семьи учащегося классным руководителем.

Другие цели посещения:

  • контроль выполнения родителями пунктов плана защиты законных прав и интересов ребенка;
  • контроль соблюдения безопасных условий проживания ребенка;
  • наблюдение – оценка внутрисемейного микроклимата;
  • психолого-педагогическая просветительская работа с родителями;
  • контроль местонахождения и занятости ученика в каникулярный период;
  • социальное расследование ситуации, если на это поступил запрос от КДН, сектора по охране прав детей, ИДН.

Безусловно, посещение семей – это визит, требующий деликатности и педагогического такта. Учитель не должен демонстрировать свою власть, быть назидательным и строгим контролером. Несмотря на то, что он преследует интересы ребенка, педагог приходит в отдельно взятую семью, на ее личное пространство.

Рекомендации учителю: как вести себя во время посещения

Часто молодые учителя волнуются перед первым визитом в семью. Они боятся смутить родителей, показаться некорректными, и в то же время переживают, удастся ли им за короткое время не просто обследовать обстановку в семье, но и зафиксировать все значимые моменты.

Психологи дают следующие рекомендации:

  • Старайтесь не прибегать к нравоучениям – не нужно акцентировать внимание родителей на проступках ученика, это только усугубит ситуацию.

После визита учителя ребенку немало достанется, и взрослые в таком случае срываются на школьника не просто за его проступки, а за ту неловкость, которую они испытывали при общении с педагогом. Обязательно замечайте положительные моменты в учебе и поведении ребенка.

  • Не старайтесь «победить любой ценой».

Сложилось мнение, что учитель всегда прав. И если педагог ошибается, это непоправимое фиаско. Такая установка играет злую шутку со многими учителями.

Если вы видите, что назревает конфликт, и возможно, вы сами не совсем правы, не бойтесь уступить, признать собственные заблуждения.

Это не уронит ваш авторитет, наоборот, подчеркнет, что вы гибкий и внимательный человек, открытый к диалогу, а не противостоянию.

  • Подкрепляйте доверие к вам.

Делайте это с помощью поступков, а не манипуляций. Очень важно, чтобы родитель видел в учителе своего союзника, партнера. Тогда ему не захочется скрывать и утаивать вещи, которые касаются ребенка. Доверие помогает разобраться в проблемных ситуациях, не допустить негативных сценариев. Ребенок же видя здоровое, доверительное общение родителей и учителя будет менее напряженным.

  • Начинайте общение с дружеского тона.

Мама и папа ученика и так волнуются: к ним идут из школы с проверкой. И если учитель с порога принимает позу надзирателя, о доверительных и открытых отношениях «учитель-родители» и речи быть не может.

Дайте понять родителям, что вы пришли не придираться, не оценивать стоимость ремонта, не углубляться в семейные тайны и истории, вы просто хотите узнать о своем ученике больше.

Ровно столько, сколько нужно для понимания его поведения, мотивации, оценки благополучия.

  • Если вы знаете, что родители ребенка конфликтные, постарайтесь начать диалог с тех вопросов, мнения по которым у вас с большой вероятностью совпадут.

И они снимут свою атакующую защиту, и вы не будете всю встречу в напряжении.

  • Держите инициативу в своих руках.

Это не родители должны вас развлекать, вы пришли с визитом, а значит, вы должны иметь сценарий этого визита. Спрашивайте разрешения пройти в ту или другую комнату, замечайте какие-то милые семейные сувениры, фотографии. В доме наверняка есть чему сделать комплимент, так не поскупитесь на него – это расслабит и вас, и родителей, породит (или укрепит) взаимную симпатию.

Умейте трансформировать свою оценку в оценку ребенка, родителей. Постарайтесь смотреть на одну и ту же ситуацию с нескольких сторон: это поможет справиться с проблемами, если они возникли.

Не делайте поспешных выводов. Если в доме не очень чисто, может быть, в семье есть маленькие дети и мама физически не успела все убрать.

Разные бывают ситуации, и нужно проявлять милосердие, понимание, эмпатию к семье.

Структура документа

Рассмотрим ее по пунктам. В верхушке документа есть так называемая «шапка». Она тоже не имеет строгой структурированности, но некоторые пункты в ней типичны.

В «шапке» должны быть:

  • ФИО, дата визита;
  • фамилия, должность и подпись педагога, который посетил семью;
  • фамилию ученика, семью которого посетили, адрес;
  • состав семьи (перечисление членов семьи);
  • краткая характеристика квартиры – метраж, количество комнат, наличие удобств и т.д.

На следующей строке можно пометить тех, кто находился дома во время посещения. Выглядеть это может так (варианты):

  • Во время посещения дома находились___________________________;
  • На момент визита в квартире присутствовали ____________________.

Санитарное состояние жилья

Акт обследования семьи ученика, образец которого вы способны составить сами на основе удачных шаблонов, не обходится без пункта «санитарное состояние жилья». Это базовый пункт, потому старайтесь ставить его в начале акта.

Чтобы развернуто дать характеристику этому пункту, просто отвечайте на вопросы:

  • Какую общую оценку можно дать состоянию жилья? (хорошее, удовлетворительное, благоустроенное, комфортное).
  • Обнаружены ли в ходе проверки нарушения санитарно-гигиенических условий? (нет/да – какие конкретно).
  • Чисто ли в комнатах?
  • Если ли у ученика его рабочий уголок? Как он выглядит? Достаточное ли там освещение, подходящие ли условия для учебы?
  • Есть ли у ребенка собственное спальное место?

Опишите, где спит и занимается ученик, более подробно. Если вы видите, что эти условия не самые подходящие для ребенка, поинтересуйтесь, в чем причина. Вы имеете права давать рекомендации по благоустройству личного уголка ребенка, но в деликатной, тактичной форме.

Режимные моменты

Вслед за этим акт обследования семьи учащегося классным руководителем, образец которого мы пытаемся составить, отдельной графой пропишите информацию о соблюдении учеником режима.

Можете назвать этот пункт так:

  • организация режима;
  • распорядок дня ребенка;
  • режимные моменты;
  • замечания по режиму и т.д.

Спросите у родителей, как они организуют распорядок дня ребенка.

Во сколько он встает, завтракает ли, что делает по приходу из школы, во сколько садится за уроки и как много времени им отводит, во сколько ложится спать и т.д.

Если среди ответов вы услышали те, что вызывают некоторые сомнения в целесообразности выстраивания распорядка, пометьте это в акте. На отрицательные моменты нужно отреагировать.

Рекомендации и советы давайте в доброжелательной форме. Например, если вы слышите, что ребенок в третьем классе ложится спать после 22.00, отметьте, что такой «отбой» слишком поздний.

Если ребенок учится в первую смену, вероятно, он не высыпается. Возможно, школьник перегружен кружками и секциями, в этой ситуации нужен педагогический тайм-менеджмент.

Помогите родителям продумать оптимальную для ребенка схему режима.

Данный пункт можете поделить на подпункты, например:

1. Утренние часы. Здесь описывайте, во сколько встает ребенок, и что успевает сделать до отправления в школу. Можете пометить, кто его отводит в школу, вовремя ли он выходит и т.д.

2. После школы. Лаконично, но содержательно опишите, во сколько ребенок возвращается домой и чем занимается (до прихода родителей). Сюда же включайте перечень кружков и секций (можно с графиком), какие посещает ученик.

3. Вечернее время. Как долго ребенок делает уроки, во сколько ужинает, ходит ли гулять на улицу и т.д.

Напишите, есть ли у ребенка домашние обязанности, конкретизируйте. Акты обследования семьи учащегося классным руководителем допускают такое подробное описание.

Условия воспитания и семейный микроклимат

Отведите место для оценки по этому пункту. Пишите без четкого алгоритма, так как видите ситуацию.

Пример: «В семье теплые, доверительные отношения. Члены семьи общаются уважительно. В семье ощущается авторитет старших, но при этом дети в эпицентре родительского внимания и заботы. Семья придерживается традиций и правил: ужинают вместе, перед сном играют в настольные игры. Время на просмотр ТВ и интернет у ребенка ограничено, родители контролируют эти вопросы».

Или же так: «Родители применяют авторитарный стиль воспитания. Чувствуется, что для ребенка он не комфортен, дружественности между взрослыми и детьми нет. Действует система подчинения ребенка взрослому. Отец требователен, строг, ребенок зажат и напряжен при общении с ним. В дом не приходят друзья и сверстники ребенка».

Учитель не вправе вмешиваться в семейный стиль воспитания до той поры, пока этот самый стиль не представляет угрозы для ребенка. Если угроза серьезная, учитель обязан привлечь социально-педагогическую службу школы – последует реакция. Если потребуются, привлекаются и иные инстанции контроля семьи и защиты прав ребенка.

Результат проверки

Носит рекомендательно-заключительный характер. В этом пункте описывается итоговая оценка посещения.

Пример: «Критерии и показатели социально-опасного положения не обнаружены. Родители должным образом занимаются воспитанием ребенка, а также развитием, содержанием. Семья благополучная, микроклимат в семье благоприятный. Родители открыты к диалогу и партнерству со школой».

Заполнить акт обследования семьи учащегося нужно, не откладывая этот момент на потом. И дело не в том, что впечатления померкнут, детали забудутся. Своевременность информации важна, она определяет судьбу ребенка в некоторых ситуациях.

Уточните, как реагируют взрослые на комментарии и рекомендации педагога, готовы ли к сотрудничеству, внимательно ли отнеслись к визиту учителя. Пометьте и дату следующего визита, если визит запланирован. Например, если даны рекомендации, выполнение которых отслеживается.

В конце акты обследования семьи учащегося, образец которых составлен, подписываются участниками посещения (ФИО, подписи).

Источник: https://www.menobr.ru/article/62021-qqe-16-m10-akt-obsledovaniya-semi-uchashchegosya-klassnym-rukovoditelem

На что имеют право сотрудники опеки? Из-за чего они могут забрать детей? Отвечает президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская

Акт Посещения Семьи Где Ребёнок Не Посещает Школу

Многие родители подвержены фобии, связанной с органами опеки: придут люди, увидят, что на полу грязно, найдут синяк у ребенка и заберут его в детский дом. «Медуза» попросила президента фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елену Альшанскую рассказать, на что имеют право сотрудники опеки и какими критериями они руководствуются, когда приходят в семью.

Вообще закон предполагает только один вариант «отобрания» ребенка из семьи не по решению суда. Это 77-я статья Семейного кодекса, в которой описывается процедура «отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью».

Только нигде вообще, ни в каком месте не раскрывается, что называется «непосредственная угроза жизни и здоровью». Это решение полностью отдают на усмотрение органов. И в чем они эту угрозу усмотрят — их личное дело.

 Но главное, если все же отобрание происходит, они должны соблюсти три условия. Составить акт об отобрании — подписанный главой муниципалитета. В трехдневный срок — уведомить прокуратуру. И в семидневный срок подать в суд на лишение либо ограничение прав родителей.

То есть эта процедура вообще пути назад для ребенка в семью не предусматривает.

Если сотрудникам опеки непонятно, есть непосредственная угроза или нет, но при этом у них есть какие-то опасения, они ищут варианты, как ребенка забрать, обойдя применение этой статьи.

 Также на поиски обходных путей очень мотивирует необходимость за семь дней собрать документы, доказывающие, что надо семью лишать или ограничивать в правах.

 И мороки много очень, и не всегда сразу можно определить — а правда за семь дней надо будет без вариантов уже требовать их права приостановить? Вообще, никогда невозможно это определить навскидку и сразу, на самом деле.

Как обходится 77-я статья? Например, привлекается полиция, и она составляет акт о безнадзорности — то есть об обнаружении безнадзорного ребенка. Хотя на самом деле ребенка могли обнаружить у родителей дома, с теми же самыми родителями, стоящими рядом. Говорить о безнадзорности в этом смысле невозможно.

Но закон о профилактике беспризорности и безнадзорности и внутренние порядки позволяют МВД очень широко трактовать понятие безнадзорности — они могут считать безнадзорностью неспособность родителей контролировать ребенка.

Полицейские могут сказать, что родители не заметили каких-то проблем в поведении и здоровье ребенка или не уделяют ему достаточно внимания — значит, они не контролируют его поведение в рамках этого закона. Так что мы можем составить акт о безнадзорности и ребенка забрать.

Это не просто притянуто за уши, это перепритянуто за уши, но большая часть отобраний происходит не по 77-й статье. Почему полиция не возражает и не протестует против такого использования органами опеки? Мне кажется, во-первых, некоторые и правда считают, что безнадзорность — понятия такое широкое.

Но скорее тут вопрос о «страшно недобдеть», а если и правда с ребенком что-то случится завтра? Ты уйдешь, а с ним что-то случится? И ответственность за это на себя брать страшно, и есть статья — за халатность.

Второй, тоже очень распространенный вариант — это добровольно-принудительное заявление о размещении ребенка в приют или детский дом, которое родители пишут под давлением или угрозой лишения прав. Или им обещают, что так намного проще будет потом ребенка вернуть без лишней мороки. Сам сдал — сам забрал.

Самое удивительное и парадоксальное, что иногда получается, что, выбирая другие форматы, органы опеки и полиция действуют в интересах семьи и детей.

Потому что, если бы они все-таки делали акт об отобрании, они бы отрезали себе все пути отступления — дальше по закону они обязаны обращаться в суд для лишения или ограничения родительских прав. И никаких других действий им не приписывается.

А если они не составляют акт об отобрании, то есть всевозможные варианты, вплоть до того что через несколько дней возвращают детей домой, разобравшись с той же «безнадзорностью». Вроде «родители обнаружились, все замечательно, возвращаем».

Опека никогда не приходит ни с того ни с сего. Никаких рейдов по квартирам они не производят. Визит опеки, как правило, следует после какой-то жалобы — например, от врача в поликлинике или от учителя.

Еще с советских времен есть порядок: если врачи видят у ребенка травмы и подозревают, что тот мог получить их в результате каких-то преступных действий, он обязан сообщить в органы опеки.

Или, например, ребенок приносит в школу вшей, это всем надоедает, и школа начинает звонить в опеку, чтоб они приняли там какие-то меры — либо чтобы ребенок перестал ходить в эту школу, либо там родителей научили мыть ему голову. И опека обязана на каждый такой сигнал как-то прореагировать.

Формально никаких вариантов, четких инструкций, как реагировать на тот или иной сигнал, нет. В законе не прописаны механизмы, по которым они должны действовать в ситуациях разной степени сложности.

Скажем, если дело во вшах, стоило бы, например, предложить школьной медсестре провести беседу с родителями на тему обработки головы. А если речь о каком-то серьезном преступлении — ехать на место вместе с полицией.

Но сейчас на практике заложен только один вариант реакции: «выход в семью».

О своем визите опека обычно предупреждает — им ведь нет резона приходить, если дома никого нет, и тратить на это свой рабочий день. Но бывает, что не предупреждают. Например, если у них нет контактов семьи. Или просто не посчитали нужным. Или есть подозрение, что преступление совершается прямо сейчас. Тогда выходят, конечно, с полицией.

Поведение сотрудников опеки в семье никак не регламентировано — у них нет правил, как, например, коммуницировать с людьми, надо ли здороваться, представляться, вежливо себя вести.

Нигде не прописано, имеет ли сотрудник право, войдя в чужой дом, лезть в холодильник и проверять, какие там продукты.

С какого такого перепугу, собственно говоря, люди это будут делать? Тем более что холодильник точно не является источником чего бы то ни было, что можно назвать угрозой жизни и здоровью.

Почему это происходит и при чем тут холодильник? Представьте себя на месте этих сотрудников. У вас написано, что вы должны на глазок определить непосредственную угрозу жизни и здоровью ребенка.

Вы не обучались специально работе с определением насилия, не знаток детско-родительских отношений, социальной работы в семье в кризисе, определения зоны рисков развития ребенка. И обычно для решения всех этих задач уж точно нужен не один визит, а намного больше времени.

 Вы обычная женщина с педагогическим в лучшем случае — или юридическим образованием. Вот вы вошли в квартиру. Вы должны каким-то образом за один получасовой (в среднем) визит понять, есть ли непосредственная угроза жизни и здоровью ребенка или нет.

Понятно, что вряд ли в тот момент, когда вы туда вошли, кто-то будет лупить ребенка сковородкой по голове или его насиловать прямо при вас. Понятно, что вы на самом деле не можете определить вообще никакой угрозы по тому, что вы видите, впервые войдя в дом.

У вас нет обязательств привести специалиста, который проведет психолого-педагогическую экспертизу, поговорит с ребенком, с родителями, понаблюдает за коммуникацией, ничего этого у вас нет и времени на это тоже. Вам нужно каким-то образом принять правильное решение очень быстро.

И совершенно естественным образом выработалась такая ситуация, что люди начинают смотреть на какие-то внешние, очевидные факторы. Вы не понимаете, что смотреть, и идете просто по каким-то очевидным для вас вещам, простым: грязь и чистота, еда есть — еды нет, дети побитые — не побитые, чистые — грязные.

То есть по каким-то абсолютно очевидным вещам: у них есть кровать — или им вообще спать негде, и валяется циновка на полу, то есть вы смотрите на признаки, которые на самом деле очень часто вообще ни о чем не говорят.

Но при этом вы поставлены в ситуацию, когда вы должны принять судьбоносное решение в отсутствие процедур, закрепленных экспертиз, специалистов, вот просто на глазок и сами.

https://www.youtube.com/watch?v=nIuTalvpWiE

Пустые бутылки под столом? Да. Значит, есть вероятность, что здесь живут алкоголики. Еды в холодильнике нет? Значит, есть вероятность, что детям нечего есть и их морят голодом.

При этом в большинстве случаев все-таки сотрудники органов опеки склонны совершенно нормально воспринимать ситуацию в семье, благоприятно. Но у них есть, конечно, какие-то маркеры, на которые они могут вестись, на те же бутылки из-под алкоголя например.

Риск ошибки при такой вот непрофессиональной системе однозначно есть. Но вообще эти сотрудники — обычные люди, а не какие-то специальные детоненавистники, просто у них жуткая ответственность и нулевой профессиональный инструмент и возможности.

И при этом огромные полномочия и задачи, которые требуют очень быстрого принятия решений. Все это вкупе и дает время от времени сбой.

Если говорить о зоне риска, то, конечно, в процентном отношении забирают больше детей из семей, где родители зависимы от алкоголя или наркотиков, сильно маргинализированы. В качестве примера: мама одиночка, у нее трое детей, ее мама (то есть бабушка детей) была алкогольно зависимой, но вот сама она не пьет.

Уже не пьет, был период в молодости, но довольно долго не пьет. И живут они в условиях, которые любой человек назвал бы антисанитарными. То есть очень-очень грязно, вонь и мусор, тараканы, крысы бегают (первый этаж).

Туда входит специалист органа опеки, обычный человек, ему дурно от того, в каких условиях живут дети, и он считает, что он должен их спасти из этих условий.

И вот эти антисанитарные условия — это одна из таких довольно распространенных причин отобрания детей. Но внутри этой грязной квартиры у родителей и детей складывались очень хорошие, человеческие отношения. Но они не умели держать вот эту часть своей жизни в порядке.

По разным причинам — по причине отсутствия у мамы этого опыта, она тоже выросла в этой же квартире, в таких же условиях, по причине того, что есть какие-то особенности личности, отсутствия знаний и навыков.

Конечно, очень редко бывает так, что опека забирает ребенка просто вообще без повода или вот таких вот «видимых» маркеров, которые показались сотрудникам опеки или полиции значимыми. 

в СМИ и обыденное мнение большинства на эту тему как будто делят семьи на две части. На одном краю находятся совершенно маргинальные семьи в духе «треш-угар-ужас», где родители варят «винт», а младенцы ползают рядом, собирая шприцы по полу.

А на другом краю — идеальная картинка: семья, сидящая за столиком, детишки в прекрасных платьях, все улыбаются, елочка горит. И в нашем сознании все выглядит так: опека обязана забирать детей у маргиналов, а она зачем-то заходит в образцовые семьи и забирает детей оттуда.

На самом деле основная масса случаев находится между этими двумя крайностями. И конечно, ситуаций, когда вообще никакого повода не было, но забрали детей, я практически не знаю. То есть знаю всего пару таких случаев, когда и внешних маркеров очевидных не было, — но всегда это была дележка детей между разводящимися родителями.

А вот чтобы без этого — не знаю. Всегда есть какой-то очевидный повод. Но наличие повода совсем не значит, что надо было отбирать детей.

В этом-то все и дело. Что на сегодня закон не предусматривает для процедуры отобрания обратного пути домой. А в рамках разбора случаев не дает четкого инструмента в руки специалистам (и это главное!), чтобы не на глазок определить экстренность ситуации, непосредственность угрозы.

И даже тут всегда могут быть варианты. Может, ребенка к бабушке пока отвести. Или вместе с мамой разместить в кризисный центр на время. Или совсем уж мечта — не ребенка забирать в приют из семьи, где агрессор один из родителей, а этого агрессора — удалять из семьи.

Почему ребенок становится зачастую дважды жертвой?

Надо менять законодательство. Чтобы не перестраховываться, не принимать решения на глазок. Чтобы мы могли защищать ребенка (а это обязательно надо делать), не травмируя его лишний раз ради этой защиты.

Записал Александр Борзенко

Источник: https://meduza.io/feature/2017/01/26/na-chto-imeyut-pravo-sotrudniki-opeki-iz-za-chego-oni-mogut-zabrat-detey

Запись на стене

Акт Посещения Семьи Где Ребёнок Не Посещает Школу
Иван, да! Это такой огромный труд! То что вы делаете даёт возможность педагогам работать по-человечески! А ваша статья о заполнении электронных журналов одновременно с бумажными вообще висит у нас в учительской Гюльзана, а можно фото из учительской?)))) Гюльзана, спасибо большое))))

Начинала работать в школе в 2007 году. Директор обязал всех учителей ходить по “домам” учеников. А цели… выявление проблем и знакомство с условиями проживания. Хватило меня на двоих учеников (встречи проходили с согласия родителей). Пытались во второй школе тоже навязать посещение.

Олеся, надеюсь у них не получилось:))) Иван, нет. Это же полный бред! Директор потом отошла от данной практики. Хотя социальный педагог только так ходила и ходит по квартирам. Олеся, покажите соц педагогу эту статью. Она применима для всех работников образования.
А вы молодец, что не поддались на бредовые указы Иван, самое интересное. Её это не напрягает и она считает это нормой. Человек видно такой.

Спасибо за ликбез. Все доступно и понятно.

Скажите, пожалуйста, если ученик несколько дней не посещает школу и невозможно дозвониться ни до него, ни до его родителей, то должен ли классный руководитель навестить его дома или нужно сразу в полицию обращаться? (Это без сарказма, у нас такие ситуации повторяются бесконечно…)

Елена, в конце статьи написано что делать. Необходимо сообщить в органы опеки и попечительства.Также можете написать в кдн.

Посетить вы можете, но как частное лицо, а не представитель школы. И в своё личное не оплачиваемое время

С правовой точки зрения расписали, спасибо за труд. Но я не понимал и сейчас не понимаю учителей, для которых посещение семей своих учеников – бремя. Да, у всех у нас много забот и проблем на работе и дома, но задача учителя, как я его понимаю, не просто передать знания, которые и так можно найти, а подготовить ребёнка к жизни.
Показать полностью… Посещение дома, в этом плане, очень сильный инструмент. При правильной организации и серьёзном подходе меняется отношения родителей и детей к классному руководителю и школе. Почему подавляющее большинство подростков (8-11 кл) при возникновении проблем не делятся этим с учителем?! И учителя, в большинстве случаев, узнают о деяниях которые натворили их ученики уже постфактум (кто подрался, кто с окна прыгнул, кто кто ещё чего натворил). Мб потому, что нет ощущения того, что учитель не чужой тебе человек?! А делаем ли мы (педагоги) шаги, чтобы стать близкими для учеников людьми, с которыми можно поговорить, к которым можно обратиться за советом?! И ещё требуем, чтобы дети к нам относились с уважением и слушались!!! (Возможно, только из-за того, что мы их старше и умнее). Построение диалога с ребёнком и его семьёй очень важный компонент в работе учителя, и посещение его дома хороший инструмент в этом плане. Только нужно это правильно выстроить, а не приходить с протоколом и вопросами. Возьмите лучше коробку конфет за 100р и выпейте чаю, поговорите о успехах ребёнка (если даже их мало, но они есть у всех детей, это не обязательно только учеба), скажите что есть вопросы над которыми нужно работать, настройте родителей на позитив. А когда классный руководитель приходит и говорит что все плохо, ребёнок не справляется, конечно никому не захочется разговаривать с нами и родители будут думать о том, как бы скорее выпроводить педагога. Это нормальная, защитная реакция их стороны. Человек выбравший профессию учителя, заранее должен давать себе отчёт в том, что он не просто передаёт знания, а готовит новое поколение (как же это пафосно звучит). И в целом быть учителем не просто, но если мы выбрали этот путь, то, наверное, нужно его проходить достойно. P.S. 1 Не касался вопроса бумажной работы учителя, его много, несомненно. С этим пока ничего не сделать. Потому что ученики важнее бумаг.

P.S. 2 – 2,5 года преподавал в школе, сейчас работаю в центре дополнительного образования.

Гюльзана, а можно ссылку на статью?

Прочитала статью, спасибо. Ситуация такая. Школа может предоставить бесплатное питание ученику при наличии заявления от родителей. В заявлении указано, что семья оказалась в трудной жизненной ситуации.

Одним из документов, необходимых для предоставления бесплатного питания является акт обследования жилищных условий. Могу ли я его составить со слов родителей. Там расписана целая комиссия. Вплоть до представителей родительского комитета класса и социального педагога.

Мы должны втроём посетить семью. Я всегда в ступоре от этого документа.

Татьяна, впервые слышу, что акт о посещении семьи является документом для предоставления на бесплатное (льготное) питание. Такое питание предоставляется: опекаемым – при наличие постановления об опеке, малоимущим- при подтверждении статуса малоимущей, многодетным – при предоставлении удостоверения многодетной семьи, ОВЗ – при решении признания ТПМПКа ребенка ОВЗ. У школы самой нет полномочий даже составлять акт при посещении, ни тем более определять статус семьи. Сайёра, раньше такой акт был обязателен

Самое интересное в том, что должности классный руководитель не существует.

Александра, она есть в оглавлении ) Татьяна, ваш акт обследования не имеет юридической силы, если школе не передали полномочия органы опеки и попечительства.
Поэтому, при проверке ваш акт признают не законным, а вам повесят мошенничество. Т.к. вы не законно тратили бюджетные деньги Азат, я так понимаю, что вы один из представителей, что работа учителем это призвание)

Я знаю много достойных учителей, с которыми ученики делились своими проблемами. И о боже, учитель добился такого отношения не приходя к ним домой

Иван, но это не я принимаю решение о предоставлении бесплатного питания. Я передаю заявления и собранные документы социальному педагогу и администрации. А решение за ними. Татьяна, школа ни в лице соц.педагога, ни в лице администрации такие решения не имеет права выносить! Сайёра, может быть. Спасибо. Сайёра, было раньше в исключительных единичных случаях. Ситуации встречаются оооочень разные. И не на основании акта. А на основании всех положенных документов, плюс акт. В этом году не было таких случаев. Татьяна, у нас в таких случаях я пишу ходатайство на УО, КДН. И они потом принимают решение. В основном это касалось летних лагерей, чтобы ребенку из такой семьи предоставили бесплатно. Спасибо за ответ. Всех благ!

Честно говоря, всегда мы этот акт составляли опрашивая родителей. Слава Богу, по домам я никогда не ходила. Но, беспокойство есть. И не нравится мне вся эта ситуация.

Татьяна, акты уже 100 лет не составляются школой!!!

Татьяна, но вы участвуете в этой схеме и предоставите подложный документ, который изначально не законный и на нем ваша подпись.
И на основании именно вашего документа, будет приниматься решение о предоставлении бесплатного питания

Почему подложный. Моё дело записать, сколько комнат, есть ли отдельное спальное место у ребенка и т.д. С финансовыми документами я дела не имею. Но, я поняла всё. Буду стараться максимально избегать подобных ситуаций. Спасибо за разъяснение.

Татьяна, потому что вы изначально не имеете права его составлять . Вы статью читали? Там написано при каких условиях школа имеет право составлять акт осмотра.Защищайте себя.

Это как с переходом дороги в неположенном месте. Все это делают. Но кому-то не везёт и его привлекают к ответственности

дОБРЫЙ ДЕНЬ. СКАЖИТЕ ПОЖАЛУЙСТА: ДАННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ КАСАЮТСЯ ТОЛЬКО УЧИТЕЛЕЙ? А КАК С ВОСПИТАТЕЛЯМИ ДЕЛА ОБСТОЯТ? НАС ТОЖЕ ЗАСТАВЛЯЮТ ПОСЕЩАТЬ СЕМЬИ ВОСПИТАННИКОВ,

Спасибо за содержательные статьи! Очень доходчиво освещены актуальные вопросы

Спасибо огромное. Наконец-то все по полочкам в моей голове. Я полагала, что как соц.педагог я прям обязана это делать. Получается, что это прямая обязанность органов опеки. А то они не ходят никогда, а ходила я с инспектором полиции (потому что уже боюсь после посещения семьи наркоманов)))

Elvira, вы правы! У нас опека совсем обнаглевшая и видимо не только у нас в городе. Сидят только запросы пишут на характеристики и притом пишут, что школа обязана опекаеме семьи посещать 4 раза в год! А когда обращаешься к органам опеке при выявлении проблем в семье, то тебе потом боком и выходит.

Скажите пожалуйста, учащиеся пришли из другой школы, учатся плохо, преподаватели жалуются на плохую успеваемость. Имеет ли право социальный педагог и другие отправиться к ним домой для составления дальнейшего акта?

Nhbvgth, без договора между школой и органами опеки и попечительства этот акт не будет иметь юридической силы Александра, что именно не нашли?) Показать следующие комментарии

Источник: https://vk.com/wall-133392204_3158

Адвокат Большаков
Добавить комментарий