Акт Обследования Жилищных Условий Учащегося Неблагополучной Семьи Классным Руководителем

Образец Акта обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего и его семьи (неблагополучная семья)

Акт Обследования Жилищных Условий Учащегося Неблагополучной Семьи Классным Руководителем

«УТВЕРЖДАЮ»Директор_________________

АКТ

жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего и его семьи

Дата обследования/посещения ______________

Обучающегося (щейся) _________________________________________________________ класса ______________________________________________________________________________________ .

Дата рождения ____________

Проживающего по адресу: ____________________________________

Регистрация по адресу_____________________________________________________________________

  1. ТИП СЕМЬИ

    Благополучная

    родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера семьи положительна

    Неблагополучная

    педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания): отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, жестокое обращение, систематические физические наказания, низкая осведомленность об интересах, о поведении ребенка вне школы

    нравственно-неблагополучная (асоциальная; родители ведут аморальный образ жизни: пьянствуют, тунеядствуют, содержат притоп, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются)

    конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, родители повышенно раздражительны, жестоки, нетерпимы).

    Семья стоит на учете в КДН, ЦСОН «Гармония»

    Несовершеннолетний состоит на учете ВШК, ПДН, КДН

  2. СТАТУС СЕМЬИ многодетная/малообеспеченная/мать одиночка/отец одиночка/опекаемая

  3. СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ

    1. Мать (законный представитель) .

ФИО, место работы

_______________________________________________________________________________________________________

3.2 Отец (законный представитель) _________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

ФИО, место работы

    1. Родители в зарегистрированном браке состоят/не состоят; проживают совместно/раздельно

  1. СЕМЕЙНОЕ ОКРУЖЕНИЕ: (ФИО РЕБЕНКА)

ФИО, год рождения

Степень родства (мать, отец, брат, сестра, тетя, дядя, бабашка, дедушка)

Род занятий

проживает постоянно/временно/не проживает

участвует/не участвует в воспитании и содержании ребенка

  1. ЖИЛИЩНО-БЫТОВЫЕ И ИМУЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ

    1. Жилая площадь, на которой проживает несовершеннолетний , дата рождения

Составляет ___ кв.м., в частном доме, состоит из __ комнат и кухни.

    1. Собственником (нанимателем) жилой площади является __________________

ФИО, степень родства по отношению к ребенку

________________________________________________________________________________________________________________

    1. Качество дома (кирпичный, панельный, деревянный и т.д.; состояние: ветхий, аварийный; чистота комнат, посторонний запах и др.) финский щитовой дом, состояние дома удовлетворительное, в комнатах чистые полы, но вся мебель старая протертая, грязная. В комнатах имеется посторонний специфический запах. .

    2. Благоустройство дома и жилой площади (водопровод, канализация, ванна, лифт, телефон и др.) канализация, водопровод отсутствует, вода приносная из колодца, в доме имеется вся необходимая мебель, техника, несколько кроватей. На некоторых кроватях отсутствует постельное белье, а если и имеется, то грязное. В доме требуется капитальный косметический ремонт. .

    3. Каким способом отапливается дом отопление имеется печь для водяного отопления дома на дровах, работает за счет сжигания дров. .

    4. Способы приготовления пищи (газ, плитка и т.д., качество пищи и наличие продуктов) пища готовиться на двухкомфорочной электроплитке, имеется электрический термопот, мультиварка—бытовой кухонный электроприбор, предназначенныйдля приготовления блюд.

    5. Состояние электропроводки с наружи дома поставлен новый электросчетчик и электропроводка. В доме требуется срочная замена электропроводки т.к. она на вид сухая, твердая имеются трещины на оплетке, изоляция сильно постарела и очень много мест, где провода изолирует изолента. .

    6. Санитарное состояние жилой площади санитарное состояние удовлетворительное, гигиенически нормы частично соблюдены. .

    7. Условия для полноценного развития ребенка

Обеспеченность одеждой, обувью по сезону: сезонная одежда, обувь заменяется редко, очень часто ребенка одевают педагоги школы. В школу из дома ребенок приезжает в старых, поношенных иногда дырявых вещах, которые не соответствуют возрасту. .

Имеются ли средства для подготовки учащегося в школу недостаточно

Обеспеченность учебниками, школьными принадлежностями школьно-письменными и канцелярскими принадлежностями обеспечиваются в достаточном объеме.

Наличие отдельной комнаты (место для сна, игр, отдыха, шкаф, состояние мебели и др.) имеется отдельная комната для сна и отдыха ребенка, игрушек нет, состояние мебели неудовлетворительное, на момент посещения на кровати ребенка не имелось постельного белья, подушка состояла из каких-то кусков поролона, на стенах нет обоев- комната неуютная.

  1. СТРУКТУРА ДОХОДОВ СЕМЬИ (основные источники доходов: з/п, пенсия, пособие, алименты, иные соц. выплаты) основной источник дохода – это зарплата и детское пособие в совокупности составляет примерно рублей. .

Достаточность доходов семьи для обеспечения основных потребностей ребенка (питание, одежда, обувь, игрушки, мед. обслуживание, канц. принадлежности и т.д.) доход не достаточен для обеспечения несовершеннолетних основными потребностями в питании, одежде, игрушек, мед. обслуживании, школьно-письменными и канцелярскими принадлежностями. .

  1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ (отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и т.п.

    , риск нанесения ребенку вреда, как в домашних условиях, так и вне дома) чистящие и моющие средства, бытовая химия, медикаментозные препараты, содержатся в недоступном для детей месте.

    Электропроводка вызывает опасение за жизнь и здоровье несовершеннолетних. Риск нанесения вреда ребенка в домашних условиях, так и в не дома, минимальный .

  2. ХАРАКТЕР ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С РЕБЕНКОМ

    семейный диктат

    систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка

    чрезмерная опека

    удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий

    попустительство

    уклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономности ребенка

    сотрудничество

    отношение взаимного уважения, совместное переживание радостей, горя и т.д

  3. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛЫХ НА ДЕТЕЙ

Детям все разрешено, они не ограничены запретами, игнорируются неподобающие поступки. Часто используются словесное наказание. .

  1. СЕМЕЙНЫЙ ДОСУГ, ДОМАШНИЕ ОБЯЗАННОСТИ Семейный досуг не предусмотрен. У ребенка имеются домашние обязанности, по очереди с братьями моют посуду, пылесосит ковры.

  2. ОТНОШЕНИЕ РЕБЕНКА К ТЕМ, КТО ЕГО ВОСПИТЫВАЕТ К педагогам школы относится с уважением, теплотой. Свою семью очень сильно любит, относится тепло и трепетно.

  1. НАЛИЧИЕ КОНТРОЛЯ ЗА ШКОЛЬНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ (посещение школы, родительских собраний, заинтересованность в получении образования, контроль за выполнением домашних заданий и др) низкий уровень общения и взаимодействия «родители-дети».

    Мать предъявляет к детям минимум требований, часто демонстрирует безразличное или пренебрежительное отношение к своим детям. Родительские собрания посещает без желания и интереса. Она не сотрудничает с педагогами в вопросах воспитания, избегает контактов с педагогами.

    Фактический уход за детьми осуществляет мать.

  2. ПОМОЩЬ, В КОТОРОЙ НУЖДАЕТСЯ РЕБЕНОК психолого-педагогическая

  3. ПОМОЩЬ, В КОТОРОЙ НУЖДАЕТСЯ СЕМЬЯ социально-психологическая

  4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ семья И. многодетная, малообеспеченная, педагогически некомпетентная- отсутствует единство требований, низкая осведомленность об интересах, о поведении ребенка вне школы. Преобладающий стиль воспитания индифферентный. Санитарно-гигиеническое состояние в доме удовлетворительное. Требуется срочная замена электропроводки, косметический ремонт.

Акт составлен в ___ экземплярах

\ \

\ \

должность Ф.И.О. подпись

\ \

\ \

должность Ф.И.О. подпись

\ \

\ \

должность Ф.И.О. подпись

Родитель (Опекун) ___________________________________________\___________________________\

Источник: https://infourok.ru/obrazec-akta-obsledovaniya-zhilischnobitovih-usloviy-nesovershennoletnego-i-ego-semi-neblagopoluchnaya-semya-996541.html

Акт обследования семьи учащегося классным руководителем

Акт Обследования Жилищных Условий Учащегося Неблагополучной Семьи Классным Руководителем

В целях защиты прав несовершеннолетних предусматривается плановое посещение классным руководителем семей своих учащихся. Педагог составляет акт обследования семьи ученика, выявляет, есть ли серьезные вопросы к условиям проживания ребенка и т.д.

Для чего составлять акт

Учитель должен письменно зафиксировать жилищно-бытовые условия семьи, все пункты документа заполняются четко и ясно. В конце педагог пишет заключение, в котором отвечает на вопросы: обеспечивают ли взрослые жилищно-бытовые условия потребности ученика, какова обстановка в доме.

Визит не должен носить формальный характер. Педагог не просто ставит галочку в листе посещения, он должен проанализировать условия проживания ребенка, внимательнее рассмотреть его семью.

Это не праздный интерес, а обязанность учителя, ведь он так же несет ответственность за благополучие доверенных ему учеников.

И если педагог видит факты, вызывающие тревогу, он должен зафиксировать и отреагировать.

Акт обследования семьи учащегося не имеет строгой формы, которую нельзя было бы менять. Сам учитель может разработать шаблон, используемый для посещения каждого ученика. Обычно с опытом к классному руководителю приходит идеальный пример такого шаблона: какую информацию стоит расписывать, на какой не следует очень подробно останавливаться, какие пункты должны быть обязательно и т.д.

Смотрите в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения» образец плана совместной работы школы с родителями, чтобы повысить качество образования:

ОБРАЗЕЦ ПЛАНА

Цели посещения

Их может быть несколько. Если педагог работает с классом первый год, то в течение первой четверти он должен прийти домой к каждому из своих учеников. И в первый визит составляется акт обследования семьи учащегося классным руководителем.

Другие цели посещения:

  • контроль выполнения родителями пунктов плана защиты законных прав и интересов ребенка;
  • контроль соблюдения безопасных условий проживания ребенка;
  • наблюдение – оценка внутрисемейного микроклимата;
  • психолого-педагогическая просветительская работа с родителями;
  • контроль местонахождения и занятости ученика в каникулярный период;
  • социальное расследование ситуации, если на это поступил запрос от КДН, сектора по охране прав детей, ИДН.

Безусловно, посещение семей – это визит, требующий деликатности и педагогического такта. Учитель не должен демонстрировать свою власть, быть назидательным и строгим контролером. Несмотря на то, что он преследует интересы ребенка, педагог приходит в отдельно взятую семью, на ее личное пространство.

Рекомендации учителю: как вести себя во время посещения

Часто молодые учителя волнуются перед первым визитом в семью. Они боятся смутить родителей, показаться некорректными, и в то же время переживают, удастся ли им за короткое время не просто обследовать обстановку в семье, но и зафиксировать все значимые моменты.

Психологи дают следующие рекомендации:

  • Старайтесь не прибегать к нравоучениям – не нужно акцентировать внимание родителей на проступках ученика, это только усугубит ситуацию.

После визита учителя ребенку немало достанется, и взрослые в таком случае срываются на школьника не просто за его проступки, а за ту неловкость, которую они испытывали при общении с педагогом. Обязательно замечайте положительные моменты в учебе и поведении ребенка.

  • Не старайтесь «победить любой ценой».

Сложилось мнение, что учитель всегда прав. И если педагог ошибается, это непоправимое фиаско. Такая установка играет злую шутку со многими учителями.

Если вы видите, что назревает конфликт, и возможно, вы сами не совсем правы, не бойтесь уступить, признать собственные заблуждения.

Это не уронит ваш авторитет, наоборот, подчеркнет, что вы гибкий и внимательный человек, открытый к диалогу, а не противостоянию.

  • Подкрепляйте доверие к вам.

Делайте это с помощью поступков, а не манипуляций. Очень важно, чтобы родитель видел в учителе своего союзника, партнера. Тогда ему не захочется скрывать и утаивать вещи, которые касаются ребенка. Доверие помогает разобраться в проблемных ситуациях, не допустить негативных сценариев. Ребенок же видя здоровое, доверительное общение родителей и учителя будет менее напряженным.

  • Начинайте общение с дружеского тона.

Мама и папа ученика и так волнуются: к ним идут из школы с проверкой. И если учитель с порога принимает позу надзирателя, о доверительных и открытых отношениях «учитель-родители» и речи быть не может.

Дайте понять родителям, что вы пришли не придираться, не оценивать стоимость ремонта, не углубляться в семейные тайны и истории, вы просто хотите узнать о своем ученике больше.

Ровно столько, сколько нужно для понимания его поведения, мотивации, оценки благополучия.

  • Если вы знаете, что родители ребенка конфликтные, постарайтесь начать диалог с тех вопросов, мнения по которым у вас с большой вероятностью совпадут.

И они снимут свою атакующую защиту, и вы не будете всю встречу в напряжении.

  • Держите инициативу в своих руках.

Это не родители должны вас развлекать, вы пришли с визитом, а значит, вы должны иметь сценарий этого визита. Спрашивайте разрешения пройти в ту или другую комнату, замечайте какие-то милые семейные сувениры, фотографии. В доме наверняка есть чему сделать комплимент, так не поскупитесь на него – это расслабит и вас, и родителей, породит (или укрепит) взаимную симпатию.

Умейте трансформировать свою оценку в оценку ребенка, родителей. Постарайтесь смотреть на одну и ту же ситуацию с нескольких сторон: это поможет справиться с проблемами, если они возникли.

Не делайте поспешных выводов. Если в доме не очень чисто, может быть, в семье есть маленькие дети и мама физически не успела все убрать.

Разные бывают ситуации, и нужно проявлять милосердие, понимание, эмпатию к семье.

Структура документа

Рассмотрим ее по пунктам. В верхушке документа есть так называемая «шапка». Она тоже не имеет строгой структурированности, но некоторые пункты в ней типичны.

В «шапке» должны быть:

  • ФИО, дата визита;
  • фамилия, должность и подпись педагога, который посетил семью;
  • фамилию ученика, семью которого посетили, адрес;
  • состав семьи (перечисление членов семьи);
  • краткая характеристика квартиры – метраж, количество комнат, наличие удобств и т.д.

На следующей строке можно пометить тех, кто находился дома во время посещения. Выглядеть это может так (варианты):

  • Во время посещения дома находились___________________________;
  • На момент визита в квартире присутствовали ____________________.

Санитарное состояние жилья

Акт обследования семьи ученика, образец которого вы способны составить сами на основе удачных шаблонов, не обходится без пункта «санитарное состояние жилья». Это базовый пункт, потому старайтесь ставить его в начале акта.

Чтобы развернуто дать характеристику этому пункту, просто отвечайте на вопросы:

  • Какую общую оценку можно дать состоянию жилья? (хорошее, удовлетворительное, благоустроенное, комфортное).
  • Обнаружены ли в ходе проверки нарушения санитарно-гигиенических условий? (нет/да – какие конкретно).
  • Чисто ли в комнатах?
  • Если ли у ученика его рабочий уголок? Как он выглядит? Достаточное ли там освещение, подходящие ли условия для учебы?
  • Есть ли у ребенка собственное спальное место?

Опишите, где спит и занимается ученик, более подробно. Если вы видите, что эти условия не самые подходящие для ребенка, поинтересуйтесь, в чем причина. Вы имеете права давать рекомендации по благоустройству личного уголка ребенка, но в деликатной, тактичной форме.

Режимные моменты

Вслед за этим акт обследования семьи учащегося классным руководителем, образец которого мы пытаемся составить, отдельной графой пропишите информацию о соблюдении учеником режима.

Можете назвать этот пункт так:

  • организация режима;
  • распорядок дня ребенка;
  • режимные моменты;
  • замечания по режиму и т.д.

Спросите у родителей, как они организуют распорядок дня ребенка.

Во сколько он встает, завтракает ли, что делает по приходу из школы, во сколько садится за уроки и как много времени им отводит, во сколько ложится спать и т.д.

Если среди ответов вы услышали те, что вызывают некоторые сомнения в целесообразности выстраивания распорядка, пометьте это в акте. На отрицательные моменты нужно отреагировать.

Рекомендации и советы давайте в доброжелательной форме. Например, если вы слышите, что ребенок в третьем классе ложится спать после 22.00, отметьте, что такой «отбой» слишком поздний.

Если ребенок учится в первую смену, вероятно, он не высыпается. Возможно, школьник перегружен кружками и секциями, в этой ситуации нужен педагогический тайм-менеджмент.

Помогите родителям продумать оптимальную для ребенка схему режима.

Данный пункт можете поделить на подпункты, например:

1. Утренние часы. Здесь описывайте, во сколько встает ребенок, и что успевает сделать до отправления в школу. Можете пометить, кто его отводит в школу, вовремя ли он выходит и т.д.

2. После школы. Лаконично, но содержательно опишите, во сколько ребенок возвращается домой и чем занимается (до прихода родителей). Сюда же включайте перечень кружков и секций (можно с графиком), какие посещает ученик.

3. Вечернее время. Как долго ребенок делает уроки, во сколько ужинает, ходит ли гулять на улицу и т.д.

Напишите, есть ли у ребенка домашние обязанности, конкретизируйте. Акты обследования семьи учащегося классным руководителем допускают такое подробное описание.

Условия воспитания и семейный микроклимат

Отведите место для оценки по этому пункту. Пишите без четкого алгоритма, так как видите ситуацию.

Пример: «В семье теплые, доверительные отношения. Члены семьи общаются уважительно. В семье ощущается авторитет старших, но при этом дети в эпицентре родительского внимания и заботы. Семья придерживается традиций и правил: ужинают вместе, перед сном играют в настольные игры. Время на просмотр ТВ и интернет у ребенка ограничено, родители контролируют эти вопросы».

Или же так: «Родители применяют авторитарный стиль воспитания. Чувствуется, что для ребенка он не комфортен, дружественности между взрослыми и детьми нет. Действует система подчинения ребенка взрослому. Отец требователен, строг, ребенок зажат и напряжен при общении с ним. В дом не приходят друзья и сверстники ребенка».

Учитель не вправе вмешиваться в семейный стиль воспитания до той поры, пока этот самый стиль не представляет угрозы для ребенка. Если угроза серьезная, учитель обязан привлечь социально-педагогическую службу школы – последует реакция. Если потребуются, привлекаются и иные инстанции контроля семьи и защиты прав ребенка.

Результат проверки

Носит рекомендательно-заключительный характер. В этом пункте описывается итоговая оценка посещения.

Пример: «Критерии и показатели социально-опасного положения не обнаружены. Родители должным образом занимаются воспитанием ребенка, а также развитием, содержанием. Семья благополучная, микроклимат в семье благоприятный. Родители открыты к диалогу и партнерству со школой».

Заполнить акт обследования семьи учащегося нужно, не откладывая этот момент на потом. И дело не в том, что впечатления померкнут, детали забудутся. Своевременность информации важна, она определяет судьбу ребенка в некоторых ситуациях.

Уточните, как реагируют взрослые на комментарии и рекомендации педагога, готовы ли к сотрудничеству, внимательно ли отнеслись к визиту учителя. Пометьте и дату следующего визита, если визит запланирован. Например, если даны рекомендации, выполнение которых отслеживается.

В конце акты обследования семьи учащегося, образец которых составлен, подписываются участниками посещения (ФИО, подписи).

Источник: https://www.menobr.ru/article/62021-qqe-16-m10-akt-obsledovaniya-semi-uchashchegosya-klassnym-rukovoditelem

Проведение обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних

Акт Обследования Жилищных Условий Учащегося Неблагополучной Семьи Классным Руководителем

Проведение обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних

 Семья наиболее распространенный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек. Семейные отношения обычно определяют психологию и поведение человека, поэтому семья представляет особый интерес для социально-психологического исследования.

Быть родителем – одна из самых непростых задач. Воспитание детей может приносить большое удовлетворение, однако связано с множеством трудностей. Будущих родителей специально практически нигде не обучают, редко готовят к тому, что ждёт их впереди. И тут родители сталкиваются с трудностями.

Ни для кого не секрет, что в последние годы появилось большое количество неблагополучных семей.

У понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения в научной литературе. Употребляются синонимы данного понятия: деструктивная семья,  семьи группы риска, негармоничная семья.

 Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».

    Неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы:

1.Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия:  конфликтные семьи, проблемные семьи,  асоциальные семьи, аморально-криминальные семьи, семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи);

2.Семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные): внешне респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей.

Выявление неблагополучных семей является начальным звеном в деятельности по охране детства и предполагает исключительно защиту прав и законных интересов детей с целью предупреждения социального сиротства и сохранения детям их родной семьи.

Выявление неблагополучных семей производится согласно Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите от 05.05.2007 №30, от 25 июля 2012 года №117 (далее Инструкции).

Согласно этой инструкции, учреждения образования (средние школы, дошкольные учреждения) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите, на основании:

▪    Изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье;

▪    Анализа участия родителей в жизнедеятельности учреждения образования;

▪    Анализа обращений близких родственников, соседей, других граждан;

▪    Учёта посещения несовершеннолетними УО;

▪  Выявление несовершеннолетних, не получающих общего базового образования (всеобуч);

▪    Учёта и анализа совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений;

▪    Информируют отделы образования о несовершеннолетних, выявленных и признанных находящимися в социально опасном положении, о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей;

▪ Проводят воспитательно-профилактическую работу с несовершеннолетними и их родителями (Глава 2 п.15).

Изучении условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье включает в себя:

1.наблюдение за семьёй;

2. посещение семей классным руководителем;

3. обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего;

4 анализ участия родителей в родительских собраниях;

5 изучение межличностных отношений в семье и с соседями.

Обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего помогает выявить учащихся, оказавшихся в неблагоприятной жизненной ситуации, а также детей, находящихся в социально опасном положении.

Обследование проводится специально созданной комиссией, в которую могут входить: педагог социальный, педагог-психолог,  классный руководитель, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, инспектор по делам несовершеннолетних, мед. работники и др.

Хочется отметить, что классный руководитель  как никто иной в УО знает семьи учеников своего класса, непосредственно тесно общается с детьми и их родителями и поэтому  его мнение по семье является значимым.

Важно, чтобы при выявлении несовершеннолетних, находящихся а социально опасном положении специалисты руководствовались критериями и показателями социально опасного положения несовершеннолетнего в совокупности согласно приложению 1 Инструкции.

Одним из условий первичного обследования жилищно-бытовых условий является согласование с родителями и родственниками учащегося посещения семьи.

После посещения семьи, беседы с родителями составляется акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего (далее акт обследования), содержащий заключение комиссии об условиях проживания учащегося и необходимой ему помощи. Форма акта утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.

2004 года №47. Данный акт является основанием для признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении, поэтому к его написанию следует отнестись очень серьёзно и грамотно.

Памятка по заполнению

 АКТА

обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего.

1. Прописывается дата обследования: число, месяц, год.

2. Фамилия, имя, отчество несовершеннолетнего ребёнка (одного из семьи) полностью.

3. Возраст (сколько лет ребёнку), дата рождения полностью,  место рождения (смотреть свидетельство о рождении в личном деле ребёнка, которое хранится у секретаря).

4. Указывается адрес регистрации и адрес практического проживания,  указывается, откуда переехал, телефон домашний, мобильный (если есть).

5Сведения о родителях:

     ФИО матери полностью, дата рождения полностью, место жительства, возраст, место работы, должность, стаж работы, доходы – заработная плата указывается в рублях за предыдущий месяц на основании справки с места работы,  (если не работает, то какой промежуток времени); слово «безработная», используется в случае, если мать (или другой родитель) состоит на учёте в центре занятости населения по безработице (указать какое пособие получает в рублях), во всех остальных случаях пишется – «не работает» и конкретно указывается какой промежуток времени (если работает неофициально – так и писать и указывать место работы и пр.), в браке состоит с ________года (смотреть свидетельство о браке), не состоит в браке, вдова, разведена с ________года, мать одиночка (по форме №2).

      ФИО отца полностью, дата рождения полностью, место жительства, возраст, место работы, должность, стаж работы, доходы – заработная плата указывается в рублях за предыдущий месяц на основании справки с места работы,  (если не работает, то какой промежуток времени); слово «безработный», используется в случае, если отец (или другой родитель) состоит на учёте в центре занятости населения по безработице (указать какое пособие получает в рублях), во всех остальных случаях пишется – «не работает» и конкретно указывается какой промежуток времени (если работает неофициально – так и писать и указывать место работы и пр.), в браке состоит с ________года (смотреть свидетельство о браке), не состоит в браке, вдовец, разведен с ________года, находится в МЛС, воспитывает ребёнка один.

В случае если кто-то из родителей проживает в незарегистрированном браке с другим человеком, указываются все сведения о сожителях. Сведения об отце не прописываются, если мать является одинокой и отцовство не установлено (ребёнок рождён от незарегистрированного брака).

В ходе посещения необходимо попросить мать ребёнка предоставить комиссии подтверждающий документ (справка ф-2). Если отцовство установлено, прописываются все сведения об отце.

В данном случае также должны быть представлены подтверждающие документы (если через ЗАГС – свидетельство о рождении ребёнка, если через суд – решение суда об установлении отцовства).

6. Участие каждого из родителей в воспитании и содержании несовершеннолетнего: указываем конкретно,  кто занимается воспитанием и содержанием ребёнка (детей) – мать, отец, (например, мать ненадлежащим образом занимается воспитанием и содержанием ребёнка, переложила обязанности на свою мать, свекровь, сестру и др.)

7Состав семьи: прописываются все члены семьи по отношению к несовершеннолетнему, на кого оформляется акт

Мать: ФИО, год рождения, работает (не работает);

Отец: (если есть) ФИО, год рождения, работает (не работает), находится в МЛС, на лечении в …

Брат: (если есть) ФИО, полная дата рождения, УО где учится, воспитывается, если работает – где…

Далее по такому же принципу прописываются все братья и сёстры, если они есть у несовершеннолетнего (ей), указывается возраст, полная дата рождения, место учёбы и т.д.

Сожитель матери: (если он является биологическим отцом ребёнка и постоянно проживает в семье) ФИО, полная дата  рождения, работает (указать где), не работает, является биологическим отцом (указать кого).

8Сведения о несовершеннолетнем (на кого оформляется акт):

А) несовершеннолетний (няя) является учащимся (прописывается учреждение образования, группа, класс полностью);

Б) у учащихся 1 (2) классов прописывается усваивание учебного материала, у остальных – средний балл.

В)  указать, чем занимается ребёнок в свободное от учёбы время (секции, кружки, факультативы и др.  увлечения ребёнка).

       Г) прописывается наличие и соблюдение режима дня ребёнка: времени отхода ко сну, принятия пищи, дневного отдыха, прогулок по свежему воздуху и т.п.

 На что обратить внимание при обследовании условий проживания несовершеннолетнего:

– состояние жилого помещения: наличие существенных проблем (трещины в стенах, разбитые окна, плесень на стенах), содержат ли члены семьи жилое помещение в чистоте и порядке (замусоренность, захламлённость, наличие бытовых паразитов, домашних животных, присутствие неприятных запахов внутри жилого помещения,  остатки пищи на полу и мебели и пр.);

наличие мебели, её достаточность и состояние;

 –обеспеченность ребёнка предметами первой необходимости: одежда,  обувь по сезону, гигиенические средства по уходу, место для приготовления уроков и школьные принадлежности, детские книги, оборудованное место для сна, игр и др.;

обеспеченность ребёнка предметами для игр, соответствующими его возрасту, достаточным пространством  для игр;

обеспеченность ребёнка едой: запас продуктов питания, мясных продуктов в морозильной камере, наличие свежеприготовленных блюд (попросить хозяев самим открыть и показать наличие продуктов);

испытывает ли семья финансовые трудности: носят ли они систематический характер, есть ли сопутствующие факторы – безработица, задолженности по счетам, отсутствие света, газа за неуплату и др.

д) прописывается, кто именно осуществляет уход за несовершеннолетним: оба родителя, только мама, в основном мама, только отец, в основном бабушка (дедушка) и др.

    е) прописывается группа здоровья несовершеннолетнего, наличие хронических заболеваний, диспансерный учёт, учёт у врачей узкой специальности;

     ж)   прописывается с кем и где пребывает ребёнок в летний оздоровительный период либо в каникулярное время: указывается  название деревни, место нахождения дачи, страна пребывания на отдыхе и пр.

9. Взаимоотношения несовершеннолетнего с родителями, другими членами семьи; на что следует обратить внимание:

-степень эмоциональной привязанности ребёнка к обоим родителям и другим членам семьи (понаблюдать, к кому из родителей или других членов семьи ребёнок привязан больше всего), эмоциональная близость с ними (либо эмоциональная отстраненность), адекватное реагирование на потребности ребёнка (либо потребности и запросы ребёнка удовлетворяются в минимальной степени), открытые и доверительные отношения между ребёнком и родителями (либо безразличие, отстраненность одного из родителей (обоих) от ребёнка) и др.

– степень послушания ребёнка и сознательное выполнение ребёнком семейных правил и требований взрослых;

10. Прописывается, какие суммы выплачиваются на несовершеннолетнего (нею): алименты (если разведены или установлено отцовство), пособие (если мать в отпуске по уходу за ребёнком до 3 лет), пенсия;

11. Прописывается, кто является нанимателем данного жилого помещения: ФИО, дата рождения (отец, мать, дедушка и др.)

12. Прописывается количество человек, проживающих в данном помещении и каждый конкретно (напр. мать -_ФИО, дочь – ФИО, бабушка – ФИО, сожитель матери, не являющийся биологическим отцом детей – ФИО, информация о нем, сожительница отца и т.д.);

13. Прописывается размер и благоустройство жилья: (сведения можно получить из документов на квартиру) общая площадь, жилая, благоустроенная квартира (либо наоборот);

14. Прописывается вид помощи, в которой нуждается несовершеннолетний и его семья ( в зависимости от потребности): педагогической, психологической, социальной, правовой, медицинской;

15.

 Делается вывод об обстановке в семье (стабильная, нестабильная), об условиях проживания и воспитания ребёнка (благоприятные, неблагоприятные), есть ли у ребёнка всё необходимое для полноценного воспитания, развития, обучения, указывается целесообразная помощь несовершеннолетнему: кто либо из родителей не работает – рекомендовать трудоустроиться, нет чего либо  необходимого для ребёнка – приобрести, есть трудности в его воспитании – обратиться к специалистам УО и РСПЦ за помощью, есть признаки неблагополучия – сообщить в службу СППС УО для принятия решения  на совете профилактики.

Документ подписывается всеми специалистами, проводившими обследование и утверждается директором учреждения образования.

Классный руководитель    класса ГУО «  »

Педагог социальный ГУО «  »                                

Педагог-психолог ГУО « »

Источник: https://sad3dobrush.schools.by/pages/provedenie-obsledovanija-uslovij-zhizni-i-vospitanija-nesovershennoletnih

Контрольная работа: зачем белорусских педагогов обязали проверять, в каких условиях живут их ученики

Акт Обследования Жилищных Условий Учащегося Неблагополучной Семьи Классным Руководителем

В Белоруссии разгорается скандал в связи с новыми правилами работы педагогов. С нынешнего учебного года преподаватели начальной школы и классные руководители обязаны ходить по домам учащихся и составлять на каждого ребёнка «Акт обследования жилищно-коммунальных условий несовершеннолетнего».

Процедура контроля включает в себя выяснение размера заработка родителей, осмотр помещений и даже содержимого холодильника. Более того, согласно методичке, которая была опубликована на сайте отдела образования одного из райисполкомов, неблагополучными считаются многодетные и верующие семьи.

К чему может привести инициатива — разбирался RT.

Сразу после 1 сентября родители белорусских школьников стали рассказывать, что на собраниях им сообщили: педагоги отныне обязаны проверять, в каких условиях живут их учащиеся.

Более того, классные руководители и учителя начальных классов должны будут не просто ходить по квартирам своих учеников, но и оформлять при таком посещении «Акт обследования жилищно-коммунальных условий несовершеннолетнего» на каждого ученика класса. Учителям отныне предписано выяснять, в какой квартире — приватизированной или нет — живут дети, какая и в какой комнате стоит мебель, сколько зарабатывают родители ребёнка, есть ли продукты в домашнем холодильнике.

Собственно, подобные документы, как и практика обхода квартир, существовали и прежде, но они касались только детей из неблагополучных семей. Теперь же чиновники решили, что стоит проверять все семьи подряд.

  • globallookpress.com
  • © CHROMORANGE / Bilderbox

Понятно, что такой подход вызвал у родителей бурю возмущения. И хотя учителя часто предлагают мамам и папам самим заполнить бланки актов проверки (без реального посещения квартир), многие принципиально отказываются это делать.

Впрочем, представители местных управлений образования при исполкомах говорят, что надо «различать обследование жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего из неблагополучной семьи и посещение классным руководителем семьи учащегося с целью знакомства». Тем более что обе процедуры предусмотрены Декретом президента №18 от 2006 года, который предписывает выявлять неблагополучные семьи как можно раньше.

В свою очередь, юристы указывают, что посещение квартиры учащегося может проводиться только на добровольной основе, с согласия родителей или других взрослых, с которыми он проживает, а принудительное, да ещё и с составлением акта, нарушает тайну личной жизни. Принудительно обследовать жилищные условия семьи можно только на основании административного решения, например, когда готовятся материалы о лишении родительских прав, изъятии ребёнка из семьи.

Как работает система

В сентябре проходит «учёт» детей, проживающих в микрорайоне (то есть в жилых домах, расположенных на территории, закреплённой за той или иной школой). Аналогично в сельской местности за школами закрепляются деревни. Перед этим информация о детях, проживающих на территориях микрорайонов, поступает в городские (от коммунальных организаций) и сельские (от исполкомов) школы.

Затем школьные учителя обязаны в течение сентября установить данные детей, проживающих в микрорайоне, но обучающихся в другом образовательном учреждении (в том числе за границей), сверить факт обучения ребёнка по представленным родителями документам, выявить и посетить семьи, в которых дети школьного возраста по каким-то причинам не приступили к обучению.

Конечно, неожиданные визиты исключены — люди могут просто не пустить педагога в дом, а то и пожаловаться на него. Поэтому на родительском собрании классный руководитель обязательно сообщает о предстоящих посещениях и даже объявляет примерный график. Однако это всё равно не вызывает особого восторга ни у детей, ни у их родителей.

Критики системы указывают, что педагоги должны обучать, а социальными вопросами, проблемами семьи, должны заниматься службы социальной защиты.

Но в Белоруссии реализована модель, при которой функция первичного выявления неблагополучных семей возложена на педагогов — именно они лучше всех знают детей того или иного района. А службы соцзащиты и правоохранительные органы подключаются к делу, как только из школы поступает тревожный сигнал относительно какого-то конкретного ребёнка.

Поэтому учителя, которых (в дополнение к учебной нагрузке) направляют на поквартирный обход учеников, обязаны фиксировать каждый случай, когда семья уклоняется от контакта. Понятно, что такие семьи автоматически вызывают повышенный интерес у служб соцзащиты, работающих в связке с милицией.

Сегодня белорусской семье, воспитывающей ребёнка, очень легко получить статус СОП («социально опасное положение»), который подразумевает, что дома нарушаются права детей на безопасность и защиту.

Например, ребёнка могут признать находящимся в СОП только на том основании, что его родитель когда-то прежде был лишён прав в отношении других своих детей. А ведь такое нередко случается после разводов, когда бывшие супруги через суд лишают друг друга родительских прав.

Другой реальный случай — мать-одиночка, воспитывающая двух дочерей, которой подолгу задерживают зарплату на градообразующем (и при этом государственном) предприятии, где она трудится. Женщина работает, но не может оплатить школьное питание — и детей у неё забирают в приют на том основании, что она не в состоянии их содержать.

Государство не может заплатить женщине зарплату и из-за этого забирает на государственное же обеспечение её детей.

Ещё один распространённый вариант: семья ссорится с соседями, кто-то вызывает милицию. Сотрудники правопорядка, увидев, что в квартире есть дети, почти автоматически ставят их на учёт как находящихся в СОП.

Также по теме

«У опеки слишком много полномочий»: в России предлагают ввести уголовную ответственность за изъятие ребёнка из семьи

Общественники предлагают привлекать по статье УК сотрудников органов соцопеки за незаконное изъятие ребёнка у родителей. Один из…

«Такая система работает давно, и в социально опасное положение попасть достаточно легко, потому что белорусская власть в своих рассуждениях ориентируется на некий идеал семьи, который выглядит примерно так: папа — олигарх, мама — домовитая красавица, которая сидит дома с двумя-тремя детьми и параллельно ещё, может, ведёт какой-то бизнес, — прокомментировала ситуацию RT Ольга Карач, глава гражданской кампании «Наш Дом», в рамках которой действует программа по защите семей с детьми «НеДетское дело». — Сейчас семье можно попасть в СОП, если родитель просто потерял работу — то есть перешёл в категорию социальных иждивенцев, или тунеядцев. Можно попасть в СОП, если ты несколько раз попросил у исполкома материальную помощь или если вступил в любой (мелкий) конфликт с местным органами власти. На самом деле список причин попадания семьи с детьми в СОП неконкретный, что открывает широкое поле для фантазии чиновников».

  • Reuters
  • © Vasily Fedosenko

Многодетные и верующие — неблагополучные

Вскоре после начала учебного года белорусские журналисты обнаружили на сайте отдела образования Копыльского райисполкома (входит в систему Минобразования Белоруссии) методическое пособие под названием «Работа с детьми, нуждающимися в социально-психологической поддержке».

Согласно пособию, многодетные семьи и семьи верующих «характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные».

Также к неблагополучным в методичке отнесены неполные, малообеспеченные, замещающие, в том числе приёмные, семьи, а также семьи переселенцев, беженцев, эмигрантов, студентов, семьи, где дети-инвалиды, семьи, где один или оба родителя инвалиды.

«Наличие названных факторов только обуславливает необходимость постановки семьи на учёт, но если они сопровождаются межличностными конфликтами и напряжением внутрисемейных отношений, то такая семья перемещается в категорию проблемных семей, а при наличии определённых причин — переходит в категорию семей, находящихся в социально опасном положении», — говорится в пособии.

После публикаций в СМИ, посвящённых этой теме, разразился скандал. Документ быстро убрали с сайта отдела образования, однако он сохранился в кэше поисковых систем.

Замначальника отдела образования Копыльского райисполкома Александр Дубина оправдывался: «Это пособие для социальных педагогов разработали специалисты, которые работали в 2013 году. На сайт оно попало по ошибке, мы его уже убрали. На сегодня наш отдел образования не считает проблемными ни многодетные семьи, ни семьи верующих.

Почему их уволили? По-видимому, были некомпетентными специалистами. А новый сотрудник не успела ознакомиться с тем, что опубликовали на сайте до неё», — заявил он в интервью газете «Наша Ніва».

А в Министерстве образования заявили, что подобных документов не разрабатывали и не видели. Правда, журналисты онлайн-издания Krynica.

info обнаружили в электронной библиотеке Белорусского государственного педагогического университета датированный 2016 годом документ, подготовленный на кафедре социальной работы, — «Категории детей и семей, нуждающихся в социально-психолого-педагогической поддержке».

И он практически идентичен методическому пособию с сайта Копыльского райотдела образования, в том числе в отношении многодетных семей и семей верующих.

Одним из возмущённых и оскорблённых оказался известный белорусский журналист Анатолий Ширвель — отец шестерых детей и прихожанин одной из протестантских церквей. «Меня эта новость очень задела, потому что я увидел, что как минимум по двум параметрам моя семья по умолчанию считается неблагополучной.

Мы многодетные, мы с женой верующие, и значит, мы являемся семьёй, которая не может быть отнесена к нормальным, — пояснил Ширвель в беседе с корреспондентом RT. — Что тогда считается нормальной семьёй, мне представить сложно. Потому что к категории верующих себя относят порядка 80% граждан Беларуси».

  • Reuters
  • © Vasily Fedosenko

Вполне логично, что опубликованные документы Минобразования вызвали резкую реакцию церкви.

Представитель Ватикана — католический митрополит, архиепископ Тадеуш Кондрусевич воспринял текст методички «с большим потрясением и непониманием». В интервью изданию белорусских католиков Catholic.

by Кондрусевич заявил: «При том что большинство жителей Беларуси являются верующими, авторы документа утверждают, что потенциально большинство семей нашей страны являются опасными».

По мнению митрополита, так белорусскому обществу навязывается нерелигиозный образ жизни, что прямо противоречит закону «О свободе совести». Также представитель католической церкви отметил, что его удивило негативное восприятие многодетных семей — оно прямо противоречит усилиям властей по увеличению рождаемости в Белоруссии.

В свою очередь, синодальный отдел религиозного образования и катехизации Белорусской православной церкви обратился за официальными разъяснениями в Министерство образования.

Представители православной церкви официально встретились с замминистра образования Раисой Сидоренко, которая заявила им, что методическое пособие Министерство образования не разрабатывало и не утверждало, оно не является нормативным документом и не отражает позицию министерства.

Министерство образования официально заверило церковников, что подобные методические пособия не будут внедряться в Белоруссии.

Впрочем, вряд ли этот скандал утихнет быстро. Юристы уже готовят официальные обращения в Министерство образования.

Источник: https://russian.rt.com/ussr/article/432025-belorussiya-shkola-pedagogi-ucheniki-zhilishchnye-usloviya-proverka

Адвокат Большаков
Добавить комментарий